Воспитатель: Ахметова И.И.
Обоснование актуальности
Сенсомоторное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсомоторного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Цель и задачи:
Цель –. Развитие сенсомоторной культуры детей, сенсомоторных представлений о цвете, форме, величине, целостного восприятия ребенка.
Скачать презентацию
Задачи.
- Создать условия для обогащения и накопления сенсомоторного опыта детей через дидактические игры оформленные в лэпбуке
- Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник); с цветами (красный, синий, зеленый, желтый).
- Развивать умение: использовать эталоны как общепринятые свойства предметов: (цвет, форма, размер). Подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т.п.)
- Совершенствовать восприятие детей путем активного использования органов чувств (осязание, тактильное, обонятельное, вкусовое, слуховое).
- Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
- Воспитывать волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с лэпбуком (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д).
Научная и практичная значимость использования лэпбука
- Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Активизирует интерес к познавательной деятельности;
- Позволяет самостоятельно собирать нужную информацию
- Развивает мышление, мелкую моторику, речь;
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
- Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширение кругозора, формирование навыков и умения.
Формы, методы, приемы работы с лэпбуком
- блиц опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы)
- рисование, физкультминутка
- практическая работа и поисковая деятельность
- игровые приемы, задания, упражнения.
- загадки, рассказы детей и воспитателя.
В лэпбуке представлены игры и задания на развитие сенсомоторной культуры ребенка, с разными вариантами, уровнями сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка, которые могут быть использовано в индивидуальной и подгрупповой работе, а так же как диагностический материал.
- Тактильная дорожка»
- «Игра с прищепками»
- «Продолжи ряд»
- «Гусеничка-крупениничка»
- «Веселая шнуровка»
- «Подбери пару»
- «Пальчиковый театр»
- «Сказки и загадки о геометрических фигурах»
Дидактическая игра «Тактильная дорожка»
Цели: Создание условий для развития у детей тактильного восприятия.
Задачи: Формировать умение обследовать поверхность подушечками пальцев и всей ладошкой, способность работать не спеша, сосредоточенно. Развивать мелкую моторику рук, способы ориентировки на плоскости. Развивать у детей связную речь
Правила игры: Основой пособия служат прямоугольное полотно, с наклеенными предметными картинками. В середине основ проходят дорожки, соединяющие предметы. Все дорожки выполнены из разных материалов. Ход игры: Ребенок должен ощутить текстуры с помощью пальчиков и прийти к цели.
Дидактическая игра «Игра с прищепками»
Цель: обогащать сенсорный опыт детей, учить различать четыре цвета (красный, желтый, зеленый, синий); выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика, развивать внимание, мелкую моторику пальцев, познавательную активность.
Материал и оборудование: Вырезанный из картона ежики разных цветов, прищепки разного цвета.
Ход игры: Ребенок должен одеть на ежика прещепки с такими же цветами.
Варианты игры: 1) ребенок сам собирает все ежики по цвету.
2) 2 ребенка одевают по цвету прищепки на скорость.
Дидактическая игра «Продолжи ряд»
Цель игры: развитие логического
мышления, внимания, зрительного
сосредоточения.
Задачи:
- развитие умения видеть образец, шаблон
- закрепление умения различать геометрические фигуры;
- воспитание умения самостоятельно выполнять задания;
- развитие мелкой моторики пальцев.
Материал: карточки с изображением дорожек разной конфигурации, на каждой дорожке — образец построения цепочки.
Ход игры: Воспитатель кладет перед ребенком дощечку и предлагает продолжить ряд с геометрическими фигурами.
Варианты игры: 1) ребенок должен закончить ряд по предложенному образцу.
2) Ребенок должен собрать фигуры по цвету.
Дидактическая игра «Гусеничка-крупениничка»
Цели и задачи:
Развивают у детей воображение,
внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;
развивает аккуратность, усидчивость;
способствуют развитию речи;
Материал и оборудование: Мешочки наполненные с крупами (рис, фасоль, гречка, горох).
Ход игры: Ребенок должен с помощью тактильных ощущений угадать в каком мешочке какая крупа.
Варианты игры: 1) Ребенок угадывает что в мешочке.
Дидактическая игра «Веселая шнуровка»
Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.
Задачи: повышать уровень развития ребёнка; усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно; учить анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять знания о цветовой гамме, развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь); т развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта», воспитывать усидчивость, самостоятельность, воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.
Материал и оборудование: Дощечки с разными рисунками и шнурки
Хогры игры: Ребенок должен подбирать
шнурки, вставлять в их отверстия.
Варианты игры: 1 вариант: игра проводится
в присутствии взрослого;
2 вариант: игра проводится детьми самостоятельно.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Задачи:
- развивать внимание, память, мышление
- развивать и обогащать словарный запас
- закреплять умение подбирать парную картинку по смыслу
Материал и оборудование: карточки с изображениями.
Ход игры: Воспитатель дает игровое поле игроку с изображением предметов, среди которых находится 1 пара по смыслу. Ребенок рассматривает карточку и находит пару каждому предмету. Игра заканчивается, когда ребенок подобрал парные карточки и объяснил их смысл. Затем воспитатель совместно с игроком подводит итог – правильно ли ребенок подобрал парные картинки.
Дидактическая игра «Пальчиковый театр»
Цель: развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Задачи:
- формировать фонетико-фонематическую базу
- развивать фразовую и связную речь; мелкую моторику пальцев рук; способствовать сенсорному развитию
- активизировать развитие познавательных способностей; учить играть с игрушками; формировать процесс социальной адаптации у детей.
Материал и оборудование: Вязанные фигурки-персонажи с изображением героев сказки «Теремок», одеваемые на пальцы и теремок, одеваемый на руку.
Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку «Теремок», а дети вместе с воспитателем одевают на пальцы персонажей сказки и показывают действия героев сказки. Воспитатель показывает одного из героев и спрашивает «кто это?», дети отвечают. Далее воспитатель просит сказать, как говорят герои сказки, что они делают. Воспитатель просит детей показать действия героев.
Дидактическая игра «Сказки и загадки о геометрических фигурах»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах;
Задачи: совершенствовать умение сравнивать две неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, больше, меньше.
Зрительно определять величину предметов, ориентировки в пространстве, правильно отвечать на вопросы. Закреплять представления о круге, квадрате, треугольнике. Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Материал и оборудование: набор геометрических фигур
Ход игры: Ребенок должен угадывать фигуры.
Варианты игры: 1) Ребенок должен дать ответ чем фигуры отличаются.
2) закрасить фигуры по цвету.
Последовательность работы с лэпбуком:
- планировать предстоящую деятельность
- договариваться со сверстниками
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать
- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы
- принимать собственные решения с учётом своих знаний и умений
- выражать свои мысли и желания
Спасибо за внимание!
|