Подготовила: педагог-психолог МАДОУ № 29 г. Салавата Республики Башкортостан Бабина Ирина Михайловна
Цель: повышение уровня знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть:
Правовое образование дошкольников.
С момента рождения ребенок зависим от окружающих: он настолько мал, что сначала даже не может перевернуться без посторонней помощи. Потребуется немало времени, чтобы малыш подрос, начал ходить, научился говорить, получил воспитание и образование и стал, наконец, дееспособным гражданином, обладающим всеми правами взрослого человека. Но, несмотря на беспомощность и недостаток опыта, любой ребенок – это, в первую очередь, человек. Только родившись, он сразу обладает определенными правами и свободами, которые регулируются законодательными актами и документами. Помимо документов, регламентирующих права несовершеннолетних в каждой цивилизованной стране, многими странами ратифицированы международные документы о правах ребенка. Эти документы имеют наивысший приоритет, более того, их ратификация накладывает на страны-участницы определенные обязательства по защите и внедрению улучшений в этой области.
Какой международный документ закрепляет основные права ребенка?
На данный момент существует три основных международных документа, и все они приняты Организацией Объединенных Наций:
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Главным документом, определяющим и закрепляющим основные права ребенка, выступает Конвенция.
Именно в ней несовершеннолетний впервые предстает как субъект права, самостоятельная личность, наделенная всеми правами и свободами человека.
Список международных правовых документов, определяющих права детей
Декларация 1924 и 1959 годов
На самом деле самым первым документом была Женевская Декларация прав ребенка, принятая в ноябре 1924 года. Основной посыл документа – «ребенок не товар». Это была первая попытка на международном уровне защитить несовершеннолетних, улучшить их положение, противостоять детскому труду и рабству.
В Декларации были сформулированы пять принципов:
- у несовершеннолетнего должны быть возможности и средства для его физического и духовного развития;
- голодного ребенка накормить, больному – помочь, сироту приютить, ошибающегося – поправить;
- в сложное время первая помощь – детям;
- он должен быть защищен от любой формы эксплуатации;
- малышей нужно воспитывать с мыслью, что он должен приносить пользу другим людям.
В 1959 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Декларация, в которой все, кто так или иначе имеет какое-то влияние на жизнь несовершеннолетних – правительства, местные власти, родители, общественные организации, — призываются к признанию свобод юных граждан и их соблюдению.
В Декларации особо подчеркивается, что права и свободы распространяются на всех малышей без исключения независимо от пола и расы, религии и состояния здоровья, социального и материального положения семьи.
В десяти основных принципах декларируются права несовершеннолетних на:
- имя и гражданство;
- любовь, заботу и понимание родителей и других членов семьи;
- материальное обеспечение и социальную защиту;
- образование и медицинскую помощь;
- воспитание и развитие;
- защиту от любых форм эксплуатации, от жестокого обращения и унижений.
Конвенция ООН 1989 года
Конвенция 1989 года углубляет и расширяет перечень положений, определенных в Декларации. Здесь большое внимание уделяется не только основным правам человека (на жизнь и материальное обеспечение), но и социально-нравственным аспектам воспитания и развития, особой заботе о детях, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Конвенция обеспечивает права ребенка с нескольких сторон:
- базовые – неотъемлемое право на жизнь, на имя и гражданство, право знать своих родителей и жить в семье, окруженный заботой и любовью, на жилище, пищу и чистую воду, на медицинскую помощь, на защиту от насилия;
- социальные – на получение образования, на достойное физическое, интеллектуальное, духовное развитие, на свободу совести и религии, право иметь свое мнение и свободно его выражать, на неприкосновенность частной жизни;
- в сложных ситуациях дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты или беженцы имеют право на особую помощь и поддержку государства, дети-инвалиды или с особым уровнем умственного или физического развития должны быть максимально интегрированы в общество, они имеют право на дополнительные социальные блага.
Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
До достижения восемнадцати лет человек считается несовершеннолетним, еще не до конца сформированным нравственно и психически, поэтому в случае совершения им правонарушений к нему применяется смягченное наказание, направленное, скорее, на корректировку поведения, а не на карательные меры.
В 1985 году ООН были приняты так называемые Пекинские правила – рекомендации странам-участницам, в которых определяются понятия правонарушения несовершеннолетних, цели правосудия в их отношении, возраст уголовной ответственности несовершеннолетних, возможные меры воздействия, а также принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия.
На основании этих правил в законодательстве стран-участниц приняты специальные уголовно-правовые режимы для несовершеннолетних.
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей
В сентябре 1990 года в Нью-Йорке на специальной встрече, посвященной интересам несовершеннолетних, были подняты такие проблемы, как детская уязвимость и постоянная подверженность опасностям.
Это войны и голод, расовая дискриминация и нищета, недоедание и болезни, жестокость взрослых или их халатность.
Так как, объединившись, страны могут реализовать программы, обеспечивающие юным гражданам базовые потребности в выживании, то на этой встрече была принята соответствующая Декларация, обязывающая участников к принятию мер по возобновлению экономического роста, снижению голода, распространению образования, усилению медицинской помощи, а также заботе об окружающей среде.
Главной же задачей стала полная ратификация и осуществление положений Конвенции во всех странах без исключения.
Ратификация Россией
В Российской Федерации ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Более того, этот документ является базовым для разработки законодательных и нормативных актов в области защиты детей и их прав.
Основными законами, которые в России регулируют правовое положение несовершеннолетних, являются:
- Конституция РФ;
- Семейный Кодекс РФ;
- закон «Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ»;
- закон «Об образовании».
Все они ни в коей мере не противоречат международной конвенции, но лишь дополняют и конкретизируют ее.
Обратите внимание на экран.
На экране картинки, о каких правах они рассказывают.
1- право на отдых, право на воспитание в семье или на попечении тех, кто обеспечит наилучший уход, право на достаточное и качественное питание 2. – говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдение обрядов своей культуры, право на приемлемый уровень жизни, выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов. 3 – право на досуг, право на заботу со стороны взрослого, право на особую заботу и обучение.
1. Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы невинного ребенка?
а) А.П. Чехову
б) Ф.М. Достоевскому +
в) А.М. Горькому
2. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?
а) 1948 г.
б) 1959 г. +
в) 1966 г.
3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
а) 1968 г.
б) 1982 г.
в) 1989 г. +
4. ООН считает человека ребенком от рождения до:
а) 16 лет
б) 18 лет +
(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте).
в) 19 лет
5. Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?
а) таких различий нет +
(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения).
б) национальная принадлежность
в) состояние здоровья.
6. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?
а) педагоги
б) родители +
(Согласно статье 18, родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь).
в) члены правительства.
7. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оставшимися без родителей?
а) на благотворительные организации
б) на иностранных спонсоров
в) на государство +
(Согласно статье 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующее учреждение по уходу за детьми).
8. Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
а) не указана в официальных справочниках
б) может мешать образованию и вредить здоровью +
(Согласно статье 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда).
в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
9. Какой стиль воспитания не совместим с правами ребенка?
а) демократический;
б) авторитарный.
Педагоги делятся на две команды.
2 задание — «Опровергни высказывание» Задание в конвертах каждая команда вытягивает для себя.
Ваша задача: согласиться или нет с высказываниями, которые приведены в ваших конвертах и объяснить.
У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.
(В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимает необходимые меры по защите его прав).
Ребенок должен жить в своей семье, не смотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам.
(В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок, также имеет право сохранить связь с обоими родителями, в случае разлучения с одним из них или с обоими).
Ребенок до совершеннолетия не имеет права покидать пределы страны. Выезд или въезд считается, нарушением закона т.к. связан с нарушением государственной безопасности и рассматривается оперативным образом.
(Согласно статье 10 Выезд или въезд воссоединения семьи рассматриваются гуманным и оперативным образом. Право ребенка и его родителей посещать любую страну включая свою собственную и возвращаться в свою страну. (если только это не противоречит установленным законам и не связано с государственной безопасностью, нарушением общественного порядка, такие ограничения могут действовать в отношении права покидать страну).
3. «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.
Сейчас на экране появятся иллюстрации к известным вам сказкам. Ваша задача: назвать сказку, рассказать, что произошло, какое право нарушено.
Волк и семеро козлят
Волк, проникнув в домик козлят, съел их.
Право на жизнь.
Гуси-лебеди
Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.
Право на жизнь в семье со своими родителями.
Морозко
Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.
Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.
Лиса и Журавль
Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.
Право на хорошее питание.
Заюшкина избушка
Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.
Право на неприкосновенность жилища.
Крошечка-Хаврошечка
Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.
Право на отдых и досуг.
Царевна-лягушка
Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.
Право на свою тайну.
По щучьему велению
Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.
Право свободно выражать своё мнение.
О царе Салтане
Царь Салтан приказал царицу и сына тайно бросить в бездну вод
Нарушены права, охраняющие материнство и детство.
4. «Решение ситуаций»
Ситуация № 1
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
- Считаете ли Вы, что в данной ситуации, было нарушено право ребенка? Какое?
- Покажите последовательность этапов Вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Ситуация № 2
Средняя группа. Завтрак. Воспитатель повязывает «слюнявчик» девочке, родители которой, забирая девочку вечером, постоянно делают воспитателю замечания по поводу неопрятной одежды ребенка. Девочка наотрез протестует против этого.
Вопросы:
- Нарушает ли воспитатель права ребенка в данной ситуации?
Если да, то какие?
- Реальна такая ситуация в Вашей группе?
Если да, то как Вы находите из нее выход?
Ситуация №3
Ваш ребенок принес из дома в детский сад большую яркую игрушку, которая стала предметом общей забавы и мешала педагогу проводить занятия. Воспитатель решила избавиться от игрушки, но ребенок закапризничал. Тогда ему предложили посидеть до конца занятия в раздевалке.
Вопросы:
- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка?
- Ваш выход из подобной ситуации?
Ситуация №4
В группу пришел новенький. Он плохо говорит по-русски. Чтобы не тратить на него время, воспитатель игнорирует его на занятии, занимаясь только с теми детьми, которые говорят хорошо.
Вопросы:
- Ущемлены ли в данной ситуации права ребенка? Если да, то какие?
-Как Вы бы действовали в подобной ситуации?
5. «Волшебный мешочек»
Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.
- Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя).
- Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь).
- Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество).
- Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).
- Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго… запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-
Это… разрешается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел — лечиться.
Это… разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа…запрещается.
Дома маме помогать,
Старших уважать,
Малышей не обижать …разрешается.
Если что-нибудь не так
В делах получается
Слушать мнение ребенка …разрешается.
|