Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №66 «Непоседы» старшая группа
Технологическая карта проекта Проект: «Родина в пословицах и поговорках»
Тип проекта: групповой
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий
Срок: краткосрочный
Место проведения: МБДОУ №66 «Непоседы»
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Скачать презентацию
Цели проекта:
- познакомить детей с фольклорным жанром «Пословица и поговорка»
- научить детей понимать и объяснять смысл пословиц и поговорок
- обогащать словарный запас
- развитие патриотических качеств личности через чтение пословиц и поговорок о Родине
Задачи проекта:
- учить понимать переносное значение образных выражений
- приобщать детей к истокам русской народной культуры
- воспитывать уважение и интерес к родной стране
- подключить родителей к совместной работе с детьми
- прививать любовь к родному языку, повышать культуру речи
Актуальность
Современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.
Ожидаемые результаты
- Увеличится словарный запас детей;
- Дети будут понимать образное значение пословиц;
Основные этапы работы:
Первый этап — Подготовительный
- изучить литературу по данной теме;
- изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
- создание игровой предметно-пространственной среды;
- оформить папки-передвижки на тему «Пословицы и поговорки»
- ознакомление родителей с проектом и организация взаимодействия.
Второй этап – Основной
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта:
- дидактические игры;
- создание лэпбука «Пословицы»;
- чтение художественной литературы;
- беседы
- просмотр мультфильмов с пословицами и поговорками;
- рисование;
выставка творческих работ;
- просмотр презентации (пословицы и поговорки о Родине);
- проведение викторины.
2. Консультации и рекомендации для родителей.
папки передвижки, информационные ширмы
Третий этап – заключительный
- Презентация проекта
- Оформление выставки детского творчества (рисунки, поделки) «Яблоко от яблони, не далеко падает»
- Оформление выставки творческих работ родители-дети
Выводы
Работа с пословицами многому научила детей. Они научились собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Они понимают, зачем надо знать пословицы и поговорки.
Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат, каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
Пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.
Реализация проекта
В ходе реализации этого проекта в нашей группе была проведена следующая подготовительная работа:
- употребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни, объяснение их смысла детям
- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок
«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»
«Хочется есть – да не хочется лезть»
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»
«Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть»
«Скучен день до вечера, коли делать нечего»
«Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок»
«Поспешишь – людей насмешишь»
- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов
- чтение рассказов Л.Н. Толстого по пословицам «От добра, добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:
«Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге — и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, — подумал заяц, что от добра, добра искать не надо. Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».
«Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку.
Он сказал: «Дерево кривое».
А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь»;
- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок.
Беседа
Беседа для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет): «Устное народное творчество — сила народной мудрости».
Беседа для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие интереса к устному народному творчеству
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста
интереса к устному народному творчеству.
Задачи:
- знакомить детей старшего дошкольного возраста с устным народным творчеством
- формировать умение отличать пословицы от поговорок
- развивать познавательную и речевую активность детей
- побуждать детей к активному обсуждению текста поговорки или пословицы
Материал рекомендовано разделить на 2 части:
- Знакомство с пословицами
- Знакомство с поговорками.
После прочтения каждой пословицы или поговорки, детям задают вопросы:
- Чему может научить людей эта пословица?
- Отчего может предостеречь?
После выслушать ответы, коллективно обсудить, подвести итог, выделить воспитательный аспект. Повторить поговорку (закрепление).
Пословица — логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из 2-х частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль.
Пословицы о дружбе
- Нет друга, ищи – нашёл, береги.
- Сам пропадай, а товарища выручай.
- Для друзей пироги – для врагов кулаки.
- Человек без друзей – что дерево без корней.
Живи не скупись, с друзьями делись.
Пословицы о труде
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- За много дел не берись, а в одном отличись.
- Глаза бояться, а руки делают.
- У ленивой пряхи, и для себя нет рубахи.
- Душу вложись, всё сможешь.
- Больше дела – меньше слов.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Пословицы о Родине
- Береги землю родимую – как мать любимую.
- Кто за Родину горой – тот и герой.
- С родной земли – умри не сходи.
- Расставшись с другом, плачут семь лет расставшись с Родиной – всю жизнь.
- Родная сторона мать, чужая – мачеха.
- Солнце врагам не погасить, а нас не победить.
Родина мать, умей за неё постоять.
Пословицы о рассудительности
- Учись смолоду, не умрешь под старость с голоду.
- Семь раз отмерь, один отрежь.
- Не зная боду, не суйся в воду.
- От глупого риска, до беды близко.
- Умный молчит, когда дурак кричит.
- Дураки ссорятся, умные договариваются.
- Ума нет, считай калека, денег нет – считай дурак.
- Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт.
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Пораскинешь умом – возьмёшь врага живьем.
- Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
Пословицы об уважении
- Живы родители почитай, померли – поминай.
- Кто матери не послушает – тот в беду попадает.
- Отца и матерью почитать – горя не знать.
Родителей чти – не собьёшься с истинного пути.
Поговорка — это короткое народное выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт.
Поговорки о дружбе
- Крепкую дружбу топором не разрубишь.
- Дружба и братство дороже богатства.
- Вдруг не станешь друг
- Друг познаётся в беде.
- Без друга жить туго.
Поговорки о труде
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
- Делу время, потехи час.
- Какие труды, такие и плоды.
Мало хотеть, надо уметь.
Поговорки о Родине
- Где родился – там и пригодился
- Родной край – сердцу рай.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Пришёл незваным – ушёл дранным.
- Русский солдат не знает преград.
- Смелый боец – в бою молодец.
- Мать Россия — святая Русь, защищай её, не трусь.
- Родину предашь, будешь не наш.
Поговорки о рассудительности
- Ум, разуму подспорье.
- Ум да разум надоумят сразу.
- Птица хороша пером, а человек умом.
- Не делай глупости, не говори грубости.
- Ума нет – жди 100 бед.
- Проявишь старания – получишь знания.
Ума палата, сама виновата.
Поговорки об уважении
- Родителей уважай, благодари, почитай.
- В отчий дом вернись и родителям поклонись.
- Родителям в старости, дарите радости.
- Мук совести не знает – кто родителей почитает.
- Дети вырастайте – родителей не забывайте.
Родители – родная кровь, в их сторону никогда не злословь.
Поговорки о труде
- Без труда жить – от скуки выть.
- Трудись, не ленись – дела пойдут ввысь.
- Работай на благо, не будет напряга.
Игры и упражнения
«Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);
«Назови пословицу к картинке»;
«Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного…не ждут», «Один за всех, и все…за одного», «Как аукнется так и…откликнется» и др.;
«Подбери слово в рифму» ( «Делано наспех – сделано…на смех», «Сделал дело – гуляй… смело», «У стряпухи Дарьи целый день…аварии», «Работай до поту, так поешь…в охоту», «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды…напиться», «Чтобы рыбу съесть, надо в воду…лезть», «Хочешь есть калачи, так не сиди…на печи», «Без труда не выловишь и рыбку…из пруда», «На чужой каравай рта …не разевай, а пораньше вставай да свой…добывай», «Птицу узнают в полёте, человека — …в работе», «Терпенье и труд всё…перетрут», «К большому терпенью придёт и…уменье», «Умелые руки не знают…скуки», «Не за своё дело не берись, а за своим…не ленись», «У ленивой пряхи и для себя нет…рубахи», «Лень, отвори дверь, сгоришь. -Хоть сгорю да …не отворю»);
Викторина
«В мире пословиц и поговорок»
Подготовила воспитатель Аракелян А. З.
Цель: приобщать детей к традициям русской культуры посредством обогащения речи пословицами.
Задачи:
развивать речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
развивать логическое мышление, долговременную память, внимание;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: настольно- печатная игра «Собери пословицу», предметные картинки к пословицам, портрет И.И. Даля, сундучок, предметы: перо, игрушка цыпленок, линейка, яблоко, камень.
Консультация для родителей
ИСПОЛЬЗУЕМ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
– РАЗВИВАЕМ И ОБОГАЩАЕМ РЕЧЬ
Художественная литература, фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы, сказки, загадки тесно связаны с развитием речи. Они также нужны, также необходимы ребятам, как игра, рисование, лепка и другие виды занятий. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений. Правила житейской мудрости они выражают образно.
В возрасте шести – семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь все более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, все чаще и чаще у них возникают вопросы «почему?», «отчего?» «зачем?». Поэтому знакомить детей с пословицами и поговорками надо в старших группах дошкольного возраста. Чтобы вызвать у всех детей интерес к народному творчеству необходимо:
- Научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества.
- Понимать и объяснять их смысл.
- Знать пословицы и поговорки по разным темам, применять их к месту.
Народные пословицы и поговорки являются хорошим средством при знакомстве детей с названиями месяцев, они метко и четко характеризуют особенность каждого из них:
- «В сентябре одна ягодка, да и то горькая рябина».
- «Февраль богат снегом, а апрель водой».
- «Март с водой, апрель с травой, а май с цветами».
- «Малая птичка соловей, а май знает».
Дают пословицы и поговорки и яркую характеристику тем или иным животным, говорят об их наклонностях, отличают определенную, характерную черту почти каждого животного, которая твердо установилась в народном мировоззрении: заяц всегда труслив, волк всегда голоден, медведь – неуклюжий, лиса – хитрая.
Говорить надо так, чтобы пословица и поговорка доходила до их сознания, вызывала у них яркие образы, действовала на их чувства, тогда и ребята, оценивая поступки друг друга, будут осмыслено употреблять разные пословицы и поговорки, такие как: «Кто весел, а кто и нос повесил», «Друг на дружку, а все на петрушку», «На своей улице и курочка храбра», «Недаром говорится, что дело мастера боится».
|