Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог МДОУ Ярославского муниципального района
По мнению авторов гуманистической психологии К. Роджерса и А.Адлера, отражавших стороны развития личности, были такие идеи как — наличие «творческого Я» и «Креативность» (наличие «креативности» в каждом человеке, его возможность вносить изменения в ситуацию, самостоятельно и нестандартно поступать). Все идеи авторов заложены с рождения в человеке. Значимой составляющей психолого-педагогической работы в дошкольных организациях является развитие психических процессов личности: мышления, внимания, восприятия, воображения, памяти и социализация ребенка — ознакомление с базовыми эмоциями, развитие моторики руки.
В связи с вышесказанным, автором статьи приводится многофункциональное упражнение, направленное на развитие моторики руки, совершенствование произвольности деятельности и устойчивости внимания, зрительного восприятия, повышения целостности воспринимаемого пространства — техника, наиболее часто используемая в работе с дошкольниками – плотное раскрашивание иллюстраций, вызывающих положительные эмоции. Инструмент также помогает обучать детей управлять собственным поведением, выражать чувства, мысли, эмоции, развивает эстетические и духовно-нравственные качества личности и работает как эффективный метод сплочения коллектива.
Применение техники основано и на актуальном направлении психологии «терапии цветом» (прим. – цветотерапии). Лечение цветом проблем психики, коррекция нарушений посредством использования актуального в данный момент цвета для конкретного человека или цвета, который, так или иначе, помогает справиться с тревожной ситуацией, предоставляет реальные шансы на благополучное решение появившийся проблемы. Для работы применяются подручные инструменты выражения эмоций, которыми удобно работать: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, краски гуашь или акварель, восковые мелки, пластилин, др.
Рис. 1 – Бамбук и панда выполнены в технике плотного раскрашивания девочкой 6 лет
Посредством применения описываемой в статье методической разработки и проводя регулярные занятия с дошкольниками 4-7 лет в коррекционной и релаксационной работе, уже более года, использую технику плотного раскрашивания, получаю видимые положительные результаты в решении травмирующих проблем. Наиболее часто для этого ребятами выбираются фломастеры, также детей привлекают карандаши с мягким грифелем и краски.
В статье описывается техника раскрашивания для коррекционной работы с ребенком и релаксационного момента, после проведенного занятия с использованием фломастеров. Цель творческой деятельности состоит в том, чтобы оживить понравившуюся картинку, не выезжая за край изображения (таким образом, развивается зрительное восприятие) и аккуратно, в одном направлении ее закрасить (развивается моторика руки). К тому же, очень важно, как и в использовании психомоторного блока нейродинамических упражнений, у детей формируется саморегуляция собственного психоэмоционального состояния. Желательно использовать раскраски с мелкими деталями или крупные раскраски разлиновать на квадраты 2*2 см.
Этапы работы с арт-проектом:
1. Введение. На первом этапе работы необходимо ввести ребенка в цель занятия и вместе с ним внимательно рассмотреть несколько картинок для раскрашивания (желательно выбирать разные иллюстрации – животные, люди, природа, радостные и грустные, профессиональные, др.). Это позволит ему выбрать ту, которая наиболее полно отражает настроение в данный момент ту, которая нравится. Педагогу желательно узнать, но не настаивать, почему тот или иной рисунок выбран и понимать, с чем это связано, какие эмоции возникают глядя на картинку, над какими сторонами иллюстрации необходимо дополнительно работать, чтобы убрать тревожность.
Здесь же рекомендуется познакомить ребенка со средствами выражения эмоций, с инструментами раскрашивания. Если ему сложно выбрать средство самостоятельно (например, робкие или мнительные дети могут затрудняться в ситуации выбора), можно продемонстрировать его качества, сделав мазки на чистом листе бумаги;
2. Настрой на занятие. Перед началом и по окончании раскрашивания проводится техника психологической разгрузки (специалист под расслабляющую мелодию читает текст, ребенок в расслабленном состоянии слушает его). После чего важно узнать, получилось ли представить рассказанный образ и оценить уровень релаксации;
3. Часть основная. Приступаем к раскрашиванию. Показываем ребенку, как необходимо пользоваться фломастером. Делаем одну полоску на выбранном элементе картинки, затем вплотную около нее проводим еще 1 полоску, затем еще одну. Таким образом, получается аккуратный «заборчик». С детьми эту технику называем «взрослым раскрашиванием», т.е. учимся красить, как взрослые люди. На детей такое сравнение действует убедительной мотивацией;
4. Завершение занятия. По окончании занятия проводится рефлексия собственных чувств и эмоций. Нужно узнать, понравилось ли ребенку работать в технике плотного раскрашивания, что давалось труднее, а что проще, какие эмоции испытал во время работы.
По освоении техники ребенок будет способен удерживать внимание, фиксировать внимание на конкретном объекте, появится мотивация на достижение результата, разовьется саморегуляция процессов психики и, что немаловажно, сформируется целостное восприятие объекта, ребенок уже начинает замечать, какую деталь прокрасил, и какую не прокрасил. Научается критически мыслить (появляется способность оценивания) своей работы, сам возвращается и исправляет недочеты. Так он учится ценить собственный труд и труд других людей, если раскраску сделать коллективной и к работе подключить других детей на аналогичных занятиях.
Активному ребенку вначале работы может быть сложно понять и принять технику, т. к. еще недостаточно произвольности и концентрации внимания. В таком случае, рекомендуется проводить занятия начиная с 3-5 мин, постепенно удлиняя промежуток.
Важно отметить и то, что выполняя технику вспомогательной рукой, развивается противоположное полушарие головного мозга, что способствует лучшей усвояемости учебной материала. Специалисты в области консультационной психологии и психотерапии могут использовать такую форму занятий в арт-терапевтических моментах, в том числе, и со взрослыми с целью коррекции проблемных моментов и/или релаксации пациента.
|