Аксёнова Ирина Александровна. Искусство говорить

Искусство говорить

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых средств. С одной стороны – это формирование и формулирование мыслей, с другой – процессы восприятия и понимания. Язык – это система фонетических, графических, лексических, грамматических и синтаксических средств и соответствующих им правил и норм речевого общения. Говорить – значит непосредственно владеть устной речью. Говорение обеспечивает устное общение с окружающими. Говорение и слушание – устная речь, чтение и письмо – письменная речь. Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос. В целом – это мастерство публичного выступления посредством языковых конструкций на основе правил ораторского искусства. Дикция – умение чётко произносить звуки, слоги и слова.

 

Скачать конспект

Что самое главное в речи?

Произносительная сторона речи Культура речи Звуковая культура речи Звукопроизношение Интонация — Культура речи – это степень соответствия речи нормам орфоэпии, словоупотребления, грамматики, установленным для данного языка. Способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи. — Звуковая культура речи – правильное произношение звуков в разных ситуациях Звуковая культура речи включает в себя два аспекта: Ритмико-мелодическую сторону речи (интонацию) Звуки речи (система фонем) — Интонация – совокупность звуковых средств языка, которая выполняет несколько ролей

Интонация — совокупность звуковых средств языка, которая выполняет несколько ролей: 1. Фонетически организует речь; 2. Устанавливает смысловые отношения между частными фразы; 3. Сообщает фразе повествовательное, вопросительное или побудительное значение; 4. Является средством выражения экспрессивной эмоциональной окраски.

Интонация Ударение – языковое явление, в основе которого лежит интенсивность и сила звука. Для интонирования речи значимы: словесное ударение; смысловые ударения (синтагматическое, фразовое, логическое) Мелодика речи – тональный контур речи, модуляция высоты основного тона голоса при произношении высказывания (повышение или понижение). На высоту голоса влияет психическое состояние человека. Темп речи – скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных её отрезков. Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания (по разным данным, норма темпа речи – от 9 до 14 зв. в секунду. Условие для нормального темпа речи – это соотношение процессов возбуждения и торможения в КГН. Если эти процессы нарушены, то выделяют: брадилалию, тахилалию, заикание) Тембр – дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. Может меняться с возрастом, влияет психическое и физическое состояние говорящего (визгливый, неприятный, бархатный, мягкий). Пауза – интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (психологическая пауза)

Функции компонентов интонации: Коммуникативная Смысло-различительная Кульминативная (выделительная) Объединительная (синтезирующая) Разграничительная Экспрессивная Эмоциональная

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ зависит от сформированности системы фонем, правильности их произношения. Это процесс образования речевых звуков, осуществляемый несколькими отделами речевого аппарата при регуляции со стороны ЦНС. Отделы речевого аппарата энергетический (дыхательный) генераторный (голосообразовательный) резонаторный (звукообразовательный) В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный и голосообразующий аппараты.

Артикуляционный аппарат включает активные и пассивные органы артикуляции. Активные органы артикуляции выполняют главную работу при образовании звуков и включают в себя: язык, губы, маленький язычок, мягкое нёбо, нижняя челюсть. Пассивные органы включают в себя: зубы, твёрдое нёбо, альвеолы, верхняя челюсть. Голосообразующий аппарат включает голосовые складки, заднюю стенку глотки, надгортанник, гортань. Резонаторы – носовой и ротовой.

При отсутствии правильной и активной работы артикуляционного аппарата говорят о нарушении дикции. Дикция (от лат. diction – произнесение речи) – важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчётливо произносить звуки, слоги и слова. Проблемы с дикцией возникают из-за неправильного звукопроизношения (шипение, присвистывание, «проглатывание звуков», произношение одного звука вместо другого). Чтобы избежать данных проблем, необходимы специально развивать мышцы губ, языка. Чтобы добиться чёткой и внятной дикции, используются определённые упражнения: артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки.

Спасибо за внимание!

Просмотров: 446
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Алексеенко Татьяна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Звуковая культура речи (проверочное).
  • Дульцева Анна Сергеевна. Мультимедийное игровое занятие по теме : «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л]-[р]»
  • Тюхменёва Любовь Витальевна. Звуковая культура речи, Артикуляция звука [з]
  • Шильцова Ирина Ивановна. Конспект организации непосредственно образовательной деятельности Тема: Звуковая культура речи: звук «Ф»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Безрукова Ольга Федоровна. «Методические разработки по развитию связной речи на этапе автоматизации поставленных звуков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития».
  • Спильная Елена Валерьевна. Конспект НОД по формированию произносительной стороны речи средней группе детей с тяжелым нарушением речи «Мама для мамонтенка»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в группе комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет на тему: «Путешестви
  • Хамитова Дина Асгатовна. Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Беленогова Светлана Алексеевна. «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста посредством описательного рассказа»
  • Погребнова Елена Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Зимующие пт
  • Разбакова Наталья Александровна. Формирование связной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Алена Ильинична Зюзина. Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Щеникова Ирина Анатольевна. Конспект игрового мероприятия в старшей на тему «Быть здоровым – это здорово!» (ЗОЖ) для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Никишова Елена Ивановна. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
  • Ирина Евгеньевна Гусейнова. Доклад на тему «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
  • Калинина Юлия Николаевна. Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
  • Дымчан Ольга Сергеевна. Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Бояринцева А. В.. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СКАЗКОТЕРАПИЮ
  • Чирикова Светлана Алексеевна. Непрерывная образовательная деятельность по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»
  • Василевская Екатерина Юрьевна. «Использование народного календаря в развитии речи у детей с Тяжелым Нарушением Речи»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Пушкарева Ольга Сергеевна. Конспекты занятий по активизации и обогащению речи ребенка 4,5 лет с тяжелым нарушением речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь