Цель: развитие речи младших дошкольников.
Задачи:
- обогащение словаря (знакомство со словами: «шуршит», «листопад», «кружат» «боровик»; овладение средствами выразительности языка;
- развитие артикуляционного аппарата, развитие дикции и интонации;
- развитие лёгких и умение гармонично использовать дыхательные ресурсы;
- воспитание любви и интереса к литературе.
На занятии были использованы следующие инновационные методики:
- сопровождение речи движениями;
- дыхательная гимнастика;
- упражнение на координацию слова с движением;
- психогимнастика;
- артикуляционная гимнастика;
- упражнение на развитие речевого дыхания и голоса.
Материал: магнитофон; фонограмма звуков природы ( «Малыш в лесу»); картина с изображением осеннего леса; сухие листья, подвешенные на нитках к основе (на уровне губ детей); корзиночка; каштаны; пластилин белого цвета; дощечки для лепки; салфетки; стол.
План-конспект занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в природе наступила осень и предлагает всем вместе отправиться в лес в гости к одному зверю. Какому?
Дети узнают, отгадав загадку:
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?» (Белка)
Педагог хвалит детей за смекалку, подтвердив, что их пригласила именно белка. А также напоминает, что в лесу сейчас холодно, поэтому всем нужно одеться потеплее.
Имитация одевания: «Сначала надеваем колготы, затем – кофту, потом – штанишки, за ними – куртку, на голову – шапку, на ножки – сапожки, на ручки-перчатки. Все готовы, ничего не забыли?»
II. Основная часть
А в лес мы доберемся, полетев на большом воздушном шаре (игровой парашют).
(слайд 2)
- когда «воздушный шар» поднимается (у-у-у),
- когда «воздушный шар» опускается (ш-ш-ш).
- Рассматривание картины. Детям показывается изображение деревьев в осеннем убранстве. Воспитатель обращает внимание на то, как красиво в осеннем лесу.
- Дыхательная гимнастика. Педагог предлагает детям изобразить, как ветер дует на листочки и качает их. (берут листья подвешеные на нитке). Детям предлагается:
- подуть на листья сильно (сильный ветер),
- подуть тихонько (ветер стихает),
3. Воспитатель сообщает детям, что при сильном ветре листья отрываются от веток и падают на землю. Это явление принято называть листопадом. Детям предлагается изобразить осенние листочки.
Упражнение на координацию слова с движением (игровой парашют):
Листопад, листопад (Бегут по кругу с игровым парашютом)
Листья желтые летят. (Парашют вверх-вниз)
Кружат по дорожке
Падают под ножки. (Садятся на корточки, парашют вверх-вниз)
Если очень захотим,
То под ним мы посидим! (Садятся под парашют)
4. Угощение для белочки. Воспитатель напоминает детям, что в гости не ходят с пустыми руками и предлагает набрать для белочки грибов в корзинку, помочь ей сделать запас на зиму.
5. Чтение стихотворения А. Прокофьева «По дорожке шли…»
По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
Чтение стихотворения сопровождается действием детей. Они подходят к столу и лепят из пластилина ножки для грибов, соединяют их с каштанами. Получаются белые грибы-боровики. Получившиеся грибы складывают в корзинку. Подарок для белки готов!
Выходит Белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Как здорово, что вы пришли! А я как раз собралась сделать заготовки на зиму!
Воспитатель: А мы как раз, Белочка к тебе не с пустыми руками, а с грибами! Давай мы тебе поможем сделать запасы на холодную зиму!
Белочка: Это было бы здорово!
Проводится психогимнастика:
Детям предлагается показать, как белочка сушит грибы. Дети подают Белочки грибы, она нанизывает их на веревочку и приговаривает:
Солнце на работе –
Белочка в заботе.
На сучок –
Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается –
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди! А. Чепуров
Белочка: Спасибо за помощь, мои друзья! Теперь мне точно холодная зима не страшна!!! Ну а теперь мне пора в свое дупло. До свидания!!
Воспитатель предлагает попрощаться с лесом и полететь обратно в детский сад.
8. Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса
Берут игровой парашют и идут по кругу:
«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, Белка, где была?» – «В лесу.»
«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, что мы делали в лесу?» — «Играли»
«Су-зу-су-зу, зу-су-зу-су, что мы заготовили в лесу?» — «Грибы»
Вот мы и прибыли в детский сад. Пора возвращаться в группу.
|