Аннотация:
Дошкольный возраст — этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь: т ем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание чистой речи у дошкольников — задача общественной значимости и стоит на первом месте в работе дошкольных учреждений.
Ключевые слова:
развитие речи; дошкольный возраст; родители; связная речь; языковая среда.
Дети дошкольного возраста не способны самостоятельно овладеть образной, грамматически оформленной речью. Только благодаря подражанию разговорной речи взрослых — они могут освоить родной язык. Как писал А.Н. Радищев «Ничто столь не обыкновенно, ничто столь просто кажется, как речь наша, но в самом существе ничто столь удивительно есть, столь чудесно, наша речь». [1] Действительно красивая, богатая синонимами речь может раскрыть потенциал ребенка, позволит ему увереннее чувствовать себя в обществе. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.
Почему же тогда стоит проблема овладения родным языком? Это связано, прежде всего, с занятостью родителей и безынициативностью в разговоре с ребенком дошкольного возраста, а так же большой ролью употребления гаджетов в воспитании и обучении.
Мышление и речь у человека взаимосвязаны. Как писал профессор Оксфорда Ф.М. Мюллер: «Никто я думаю, не будет в состоянии оспаривать факта, что мысль без языка невозможна». [2]
«Занятие» на планшете или телефоне в принципе безобидное, и так же присутствует речь героя мультфильма, или героя игры, но речь это не подражание отдельным словам и не запоминание чужих слов, а речь это общение, когда ребенок не только слушает, но и отвечает, поддерживая диалог.
Поэтому к школьному возрасту речь ребенка становится бедна, монотонна — состоящая из простых предложений с недостаточным словарным запасом, с употреблением сленговых выражений, запинками и не имеющая эмоциональной окраски. Встречаются случаи невозможности вести диалог или даже составить рассказ по картинке.
Чем же родители могут помочь в освоении ребенком речью?
В семье заложены уникальные возможности для развития связной речи ребенка. Родители и другие члены семьи — самые желаемые его собеседники. Это люди, чья речь и речевое поведение оставляют неизгладимый след в развитии ребенка. Поэтому родителям следует ввести в семью традицию ежедневного обмена впечатлениями о прожитом дне, вопросы задает не только взрослый ребенку, но и ребенок взрослому. [4] Во время бесед с ребенком необходимо демонстрировать культуру поведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы). Взрослые своим примером показывают, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т.д.
Самыми обычными приемами по развитию речи, являются игры на бытовом уровне. Рассказ мамы ребенку о своих действиях: «я готовлю, я иду стирать, я мою посуду, давай почитаем, я одеваюсь и т.п.)»
Беседы, побуждающие к ответу — Что ты делаешь? О чем мечтаешь? Расскажи, что видишь за окном?
Чтение сказок, пение колыбельных, отгадывание загадок, скороговорок. Вспомните детство, поиграйте с ребенком в ролевые игры: дочки-матери, ветеринара и слоненка, в ресторан, библиотеку, парикмахерскую. Ответственно готовьтесь к процессу, уделяйте внимание деталям. [3]
Единство в воспитании детей обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей — в глазах ребенка.
Развитие речи — сложный процесс и одной помощи специалиста недостаточно, поэтому необходимо учить детей общению в культурной языковой среде, с расширением кругозора и знанием об окружающем мире. А взаимодействие воспитателей с семьей значительно повысят эффективность педагогического воздействия на детей, позволят преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка. Родители должны осознать серьезность этой проблемы и помочь стать своим детям счастливыми и успешными в будущей жизни.
Список используемой литературы:
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» 2013 г.
- Макс Мюллер «Наука о мысли» 2015 г. 496 стр.
- А.Х. Бубнова «Развитие речи» 2008 г. Мой мир. Москва 256 стр.
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет». Сфера 2013г. 272 стр.
|