Одно из важнейших условий развития ребёнка-овладение им полноценной речью. Исправление речевых нарушений возможно только в результате совместной работы педагогов (логопеда, воспитателя, психолога) и родителей.
Формирование крупной моторики начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр. Выполнение всевозможных упражнений во время зарядки, разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и другие упражнения на координацию движений, помогают ребенку научиться контролировать и управлять своим телом.
Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.
Мелкой моторикой у детей называется движение кистей рук. Доказанным фактом является то, что мелкая моторика не только способствует развитию речи, но и взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью.
Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.
Выбор средств для развития детской мелкой моторики разнообразен. При этом, чем большее количество способов будет использоваться, тем больших результатов можно достичь.
Детям дошкольного возраста доступны игры и упражнения с использованием щипцов, упражнения с использованием пинцета, игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками. Нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию. Нельзя при этом забывать, что ребенок должен играть и выполнять любые задания только под контролем взрослого, который подскажет вовремя, поможет преодолеть трудности, научит правильным действиям с незнакомыми предметами.
Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы. Все занятия должны быть увлекательными и занимательными.
Хорошо развивает мелкую моторику, а также превосходно развивают детское воображение лепка из пластилина, глины или соленого теста.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Никто из членов семьи не должен обсуждать при ребенке его дефект, демонстрировать дефект другим лицам.
Важно всячески поддерживать интерес малыша к речевому общению. Взрослые, у которых растет ребенок с речевой патологией, не должны ограждать общение своего ребёнка со сверстниками, имеющими нормальную речь.
Нарушение режима коррекционных занятий приводит к их неэффективности. Специалисты рекомендуют работать с детьми в рамках игровой, дидактической игры. От такого подхода дети получают удовольствие и знакомятся с новыми нормами и правилами.
Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка является одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями, в силу своих особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено.
Тонкая моторика — основа развития психических процессов. Несовершенство тонкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Нарушение координированных движений кистей рук и пальцев отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка.
Для формирования тонко координированных графических движений можно использовать следующие упражнения:
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки
- работа в раскрасках, в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности
- обведение рисунка по контуру, копирование
- рисование по опорным точкам
- дорисовывание изображений
- рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности
- разлиновка
- графический диктант.
Младший дошкольный возраст является самым продуктивным для развития способностей. Если в этот промежуток времени допускаются ошибки, то в последующей жизни это будет являться невосполнимой потерей. Недостаточное уделение внимания сенсомоторному развитию в раннем и дошкольном возрасте, как правило приводит к серьезным трудностям во время начала обучения в школе. Исправление речи требует систематической продолжительной работы, совместных усилий не только специалистов ДОУ, но и семьи.
|