Антонова Наталья Евгеньевна. Научно-техническое творчество или откуда берутся изобретатели

Научно-техническое творчество или откуда берутся изобретатели

Антонова Н.Е., воспитатель МБДОУ детский сад №100 «Летучий корабль», г. Ульяновск

Аннотация: статья посвящена первым шагам дошкольников на пути научно-технического творчества. Рассмотрены основные направления работы в детском саду.

Ключевые слова: техническое творчество, изобретатель.

Сегодня в Российской Федерации делается огромный упор на развитие научно-технического направления подрастающего поколения. Современная техника развивается и совершенствуется, выпускаются новые модели за счет интеллектуальных усилий инженеров, конструкторов, программистов.

Школьник изобрел новое решение технической задачи, он может называться изобретателем? Если исходить из того, что изобретения может делать каждый, но только на том уровне, к которому подготовлен, то ответ на вопрос – да. Если педагог или родители будут поддерживать в ребёнке желание приобретать знания, давать возможность действовать самостоятельно и участливо помогать, то полученный ребенком опыт, подготовит его к следующему уровню технического творчества и ему по плечу будут более сложные задачи.

Занятия техническим творчеством предполагают:

  • помочь ребенку более рационально организовывать поиск решения задач;
  • даже если ребенок в будущем не собирается работать в области техники, занятия техническим творчеством предполагают прежде всего развитие изобретательности;
  • развитие потребности в самостоятельном приобретении знаний.

Занятия техническим творчеством, включенные в специально организованную игру, можно начинать даже с дошкольниками.

 

Поставьте дошкольнику задачу: «Придумай фантастического героя, летательный аппарат, супер робота». В решении поставленной задачи дошкольник будет опираться на свои знания сказок, а именно сказочных персонажей. И должен будет найти ответ на вопрос, а какие приёмы использовались для их создания?

В своей книге «Сказочное воздухоплавание» Андрей Усачёв рассказывает о французском поэте Сирано де Бержераке, который в своем научно-фантастическом романе «Иной свет, или Государства и империи Луны» описал шесть способов полета на Луну, а также устройство своего летательного аппарата. «Одной из важнейших частей конструкции де Бержерака была мощная пружина. Освобождаясь, она приводила в движение крылья. Кроме того, к его машине были привязаны пороховые ракеты: шесть рядов по шесть ракет. Когда сгорал один ряд, загорался другой, за ним третий…Любопытно, что по этому принципу устроены современные многоступенчатые ракеты» [2, с.20]

Творческая работа ребенка будет заключаться в тренировке способности находить далекие аналоги, созданные с использованием этих приемов, в развитии воображения (вечный двигатель и Кощей Бессмертный, крылья драконов и дельтаплан, воздушный шарик Вини Пуха и воздушный шар).

Однако чтения сказок и фантастических книг недостаточно. Необходимо будет вырабатывать у ребенка привычку анализировать изобретения в книгах. Также необходимы специальные занятия, в процессе которых ребята смогли бы не только получать готовые объяснения, но и самостоятельно находить ответы на свои вопросы. С использованием современных подходов к опытно-экспериментальной деятельности, информационно-коммуникационных технологий, робототехники в ДОУ станет возможным подготовка ребят к техническому творчеству. Такие занятия должны проводиться систематически.

Организовываться занятия в детском саду могут не только педагога с детьми, но и с детьми и родителями. Это даст новый толчок в общении родителей и детей, новые направления в развитии способностей детей.

Занятия с детьми по направлению научно-техническое творчество могут быть представлены в следующих направлениях:

Схемотехника «Микроник»

Ребята смогут разобраться с электричеством, различными компонентами и тем, как создаются электронные устройства: домашняя сигнализация, кодовый замок, усилитель исполняющего сигнала и многое другое. Все устройства, которые собирает ребенок, являются интерактивными, то есть реагируют на какие-либо внешние действия: касания, нажатия, повороты ручек, уровень освещенности и так далее. Это вовлекает ребенка в процесс создания устройства, становится интересно проверить — а как оно будет работать? А что произойдёт? Дети учатся использовать настоящие компоненты — те, что используются в реальных устройствах. Это чуть сложнее, но даёт большие возможности и приучает к настоящему миру электроники, с которым им всё равно придется столкнуться, особенно если это им интересно как будущее занятие.

Робототехника (набор Lego WeDo)

Почему так важна и популярна робототехника сегодня? Она включает в себя знания таких предметов как математика, информатика, физика, технология и возможность применить их на практике, развивает моторику и логическое мышление. Дети познакомятся с удивительным миром инженерного творчества, смогут самостоятельно собрать и запрограммировать робота под поставленные задачи, научатся понимать принципы работы датчиков и моторов

3D-моделирование

3D-моделирование – это процесс создания трехмерной модели объекта. Задача 3D-моделирования – разработать объемный визуальный образ желаемого объекта. С помощью трехмерной графики можно создать точную копию предмета, существующего в реальности, и разработать что-то совершенно новое и фантастическое. Разработанную модель можно распечатать на современном 3D-принтере.

Программирование Scratch Junior

Этот вид программирования для детей мечтающих не только играть в игры, но и разрабатывать их. Создавать анимацию или компьютерные программы. Дети изучают основы программирования, базовые термины и понятия, такие как «цикл», «переменная», «функция», с помощью базовых команд учатся управлять теми или иными движениями персонажа.

MATATALAB PRO SET

Набор для начального обучения, рассчитанный на возраст 4+. Развивает логическое мышление в увлекательной игровой форме. Учит основам программирования без применения компьютера и мобильных устройств.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»

Это целая платформа для экспериментов в детских садах и начальной школе. Состоит из 8 лабораторий, посвященных отдельным темам: температура, свет, электричество, кислотность, магнитное поле, пульс, сила, звук.

STEАM-лаборатория

Включает в себя три модуля:

  1. Цифровая лаборатория для изучения окружающего мира.
  2. Логический конструктор.
  3. Набор для конструирования и программирования роботов.

Для организации занятий техническим творчеством в детском саду необходимо подготовить специалистов, создать методическое обеспечение процесса с учетом требований ФГОС ДОО, усилить материально-техническую базу, провести работу с родителями воспитанников, провести работу по повышению компетентности родителей в вопросах развития начального технического творчества

Список литературы:

  1. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. — 2-е изд., стерео­тип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. — 112 с.: ил.
  2. Усачёв А.А., Сказочное воздухоплавание — СПб.;М.:Речь, 2018. -96с.: ил. – (Образ Речи).
  3. Вараксин В.Н. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества: научная статья/В. Н. Вараксин//Теория науки – 2016. — №2 (7)
Просмотров: 296
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Темирева Ирина Александровна. Консультация по теме 'Особенности проведения различных видов занятий для развития технического творчества'
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Зубарева Наталья Владимировна. Опыт использования робототехнических наборов MatataLab в процессе обучения дошкольников основам программирования.
  • Двинских Елена Александровна. Статья «Формирования основ элементарного программирования в детском саду»
  • Шестакова Юлия Ивановна. Научно-методические основы развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Имамутдинова Алсу Шафиулловна. Научно-практическая статья: «Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений.
  • Тухтамышева Анна Сергеевна. Основные направления и формы работы в детском саду по воспитанию безопасного поведения детей
  • Хачатрян Лиана Артуровна. Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе
  • Фадеева Ольга Юрьевна. Научно исследовательская статья на тему «Подвижная игра как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников»
  • Габдуллина Сария Раифовна. Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Наураша – цифровая лаборатория удивительных наук»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Панина Татьяна Леонидовна. Конспект организованной образовательной деятельности «Пусть мир будет чище, пусть мир будет краше!»
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Антонова Г.А., Осипова А.С.. Конспект непосредственно–образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей средней группы на тему: «Кто кем будет?»
  • Страхова Людмила Евгеньевна. Дети с отклонениями в развитии и принципы обучения таких детей
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Организация выставки семейного творчества как средство вовлечения родителей в образовательный процесс»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Викулова Наталья Яковлевна. Конспект интегрированного занятия по развитию творчества детей через сказку в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в тридесятое царство»
  • Желтова С.А. Шагинова Е.А.. Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в детском саду. На тему: «Образ любящей матери в чудотворной иконе Божьей Матери Феодоровской».
  • Белан Галина Иосифовна. Обучение дошкольников 4-7 лет составлению загадок с использованием приемов ТРИЗ в системе работы по развитию речевого творчества.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Гришук Ирина Васильевна. «Роль использования нетрадиционных техник и приемов работы в развитии художественного творчества у дошкольников»
  • Марьясова Татьяна Георгиевна Баутина Елена Александровна. «Детская научно – практическая конференция эффективная форма образовательной деятельности по формированию предпосылок к учебной деятельности старших дошкольников»
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь