«Все то, что совершает искусство, оно совершает в нашем теле и через наше тело»
Лев Семенович Выготский
педагог, психолог
Ошибочно было бы считать, что музыкальным воспитанием детей в детском саду занимается только музыкальный руководитель. Умения организовывать различные виды музыкальной деятельности детей: слушание музыки, игры с использованием музыки, инсценировки и т.п. входят в перечень квалификационных требований к воспитателю. Поэтому сейчас я обращаюсь к воспитателям.
Вы много времени проводите с детьми, хорошо знаете их привычки, склонности и настроения и можете почувствовать необходимость звучания музыки в режимных моментах дня.
А так ли важна музыка?
Скачать конспект
Когда-то древние греки открыли лечебный эффект музыки. В наше время к музыкотерапии тоже относятся серьезно.
Ученые выяснили, что музыка успокаивает и стимулирует сердцебиение ребенка в утробе матери, недоношенные дети, которым включают классическую музыку, быстрее набирают вес, а у детей, которые занимаются музыкой, лучше развита моторика, математические способности и легче дается чтение.
Получается, музыка положительно влияет на человека. И на его здоровье, и на развитие. А раз так, значит, мы должны в музыке разбираться, и она должна быть ПРАВИЛЬНОЙ.
Но начнем с «неправильной».
В музыке существуют разные жанры и воздействие их разное.
Например, и речи быть не может, чтобы включать ребенку тяжелый рок. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению.
«Неправильная» музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.
Полистав форумы мам, я встретила возражения: «Среди рок-музыки есть шедевры!» Конечно, есть! Группы «Скорпионс», «АСDC», «Пинк флойд», «Дип Пепл» исполняли прекрасные баллады. Но речь не об этом! А о том, что есть тяжелая для восприятия ребенка музыка, а есть совпадающая с его биологическим ритмом. Как еда: для младенцев она одна, для взрослых – другая, и это мы не оспариваем.
Детские песня-танец-марш, с которыми мы знакомим детей на занятиях, как и народная музыка являются неотъемлемой частью музыкального развития. Но сегодня я сделаю акцент на классической музыке.
«Пресловутая» классика
По мнению ученых, человек положительно реагирует на музыку тогда, когда она состоит из периодически повторяющихся звуковых элементов и эти элементы взаимосинхронны.
Каждое музыкальное произведение, будь то классическая сюита или трек клубной танцевальной музыки, обладает своим собственным ритмом.
У людей тоже есть свой ритм – био. Человеческие биоритмы строго синхронизированы.
Немного интересной математики:
один дыхательный цикл (вдох-выдох) обычно соответствует четырем ударам сердца. А цикл распределения крови соответствует шестнадцати дыхательным циклам, четырем циклам изменения кровяного давления и шестидесяти четырем ударам сердца. Везде цифры кратные числу «два» и строгая синхронность в этих соотношениях.
Так вот свойства классической музыки подобны биоритмам человека.
Классическая музыка и ее периоды тоже взаимосинхронны. Эта их синхронизация имитирует здоровое состояние организма.
Когда все биоритмы строго синхронны, человек себя великолепно чувствует и находится в состоянии близком к блаженству.
Исследователи говорят, что произведения Моцарта активизируют интеллектуальную деятельность, а музыка Вивальди может вывести человека из подавленного состояния.
А все потому, что человеческий организм наиболее чутко улавливает именно классику, которая созвучна нашим внутренним биоритмам. Нужна ли классическая музыка нам и детям, сделайте выводы.
Когда же включать музыку детям?
В детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности и даже настроения детей.
Например, утром в детском саду у детей свободное время. Если вы подберете определенную музыку и будете включать ее, когда детям пора готовиться к завтраку, то они непременно через какое-то время воспримут ее как сигнал к наведению порядка и начнут без вашей просьбы собирать игрушки.
Так же можно подобрать музыку и на время творческих заданий и поисков.
Как слушать музыку? Особенно детям.
Утром рекомендуется включать «солнечную» музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, лучше включать мелодичную композицию. Для приятного погружения в дневной сон включить релаксирующую, наполненную звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Для того, что бы минимизировать чувство тревоги, послушайте вместе с ребенком "Мазурки" Шопена и "Вальсы" Штрауса. Хотите, чтобы ребенок и вы расслабились — включите Дебюсси "Лунный свет". Для концентрации внимания лучше слушать Чайковского или Мендельсона.
Громкость.
Музыка должна быть ФОНОВОЙ, и ни в коем случае не препятствовать разговаривать детям друг с другом и с вами! Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Классические произведения, в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для малышей подойдет и стилизованная
музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. (СD «Моцарт для малышей»)
Я провела некоторую работу, отобрала музыкальные произведения и распределила их вот в такую таблицу:
Напоследок я хотела бы поделиться некоторыми открытиями на своих занятиях преподавания классики детям-дошкольникам: знакомиться с тем или иным произведением классики приходят всей группой, я не делаю отбор детей, при этом, даже самые отьявленные непоседы слушают симфонии и смотрят балеты как заколдованные!
Подводя итоги, можно сказать, что музыка способна оказывать существенное влияние на психофизиологические процессы, протекающие в организме слушателя.
Музыка может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка.
Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников.
Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. И в наших силах помочь детям достичь состояния ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА и ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ.
|