«Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, Поэзия — это живопись, которую слышат, но не видят, Музыка – это поэзия и живопись слитые воедино» Леонардо да Винчи
Знакомство с репродукциями художников – это двери в бесконечный и прекрасный мир искусства. И для того, чтобы произошёл разговор, чтобы дети поверили, почувствовали, чтобы могли видеть, глубже пережить всё то, что их окружает, нам нужно передать своё отношение к этому прекрасному. Художественно-эстетическое развитие способствует к приобщению детей к эстетическим ценностям, учит воспринимать и понимать те произведения искусства, которые вызовут у детей восторг и желание любоваться красотой. И тогда каждый ребёнок полюбит Алёнушку, будет восхищаться богатырями, будет любоваться золотой осенью и, конечно, восхищаться неуклюжими медвежатами из соснового бора. Своевременное эмоционально-эстетическое развитие способствует воспитанию отзывчивости и внимательному отношению к родной природе, к своей родине, людям и вечной красоте.
Необходимо подвести детей к понятию, что картины написанные художниками – это шедевры искусства, и имеют художественное и историческое значение. Пробуждать в детях способность видеть предмет глазами другого человека, ощущать свою сопричастность к истории и культуре своей страны.
Скачать конспект
Разработанный проект « «Волшебный мир живописи»», долгосрочный, рассчитанный на весь учебный год. Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель, родители. Спланированная работа по проекту составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей шестого и седьмого года жизни, рабочей программой группы, основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Чебурашка», примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» с реализацией образовательных задач по речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному развитию. В ходе совместной деятельности и на занятиях дети будут получать и закреплять полученную информацию. Планирование составлено в соответствии с тематическим планом детского сада.
Для качественного выполнения работы с детьми подобраны репродукции картин русских художников, рекомендуемых программой «Детство». В ходе реализации проекта будут разработаны занятия по знакомству с жанрами живописи на основе картин русских художников. В процессе знакомства с картинами, будет устанавливаться взаимосвязь с историческими событиями тех времён, художественными литературными и музыкальными произведениями. Это будет способствовать качественному восприятию картин и более целостному представлению содержания и изображённых образов. Дети смогут расширить представления о творчестве художников, работающих в разных жанрах. Научатся описывать и сравнивать изображения на картинах, выделять настроения художников, их чувства, при анализе использованных ими предметов и цветовой гаммы картин. Вспомним слова Пабло Пикассо «Каждый ребёнок художник. Трудность в том чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Необходимо дать возможность ребятам в своих собственных работах применить знания об особенностях разных жанров.
Заинтересованность родителей в этом проекте будет поддерживаться их активным участием в поиске наглядного, литературного, и информационного материала, в групповых и районных конкурсах по художественно-эстетическому развитию.
Таким образом, знакомство с произведениями художественного изобразительного искусства способствует развитию чувства красоты, входящего в человека вместе со способностью мыслить, заставляя его постоянно искать гармонию. Ребёнок поймет, что этот прекрасный мир многообразен, многозначен и каждый предмет – это творение человека-мастера.
Проблема: У детей недостаточно сформированы представления о разных жанрах живописи, плохо знакомы с творчеством русских художников.
Цель: Развивать восприятие и понимание изобразительного искусства, творческие способности, фантазию и воображение детей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с жанрами живописи, русскими художниками – живописцами.
- Формировать восприятие произведений изобразительного искусства.
- Формировать умение составлять композицию рисунка.
- Совершенствовать технику изображения.
- Расширять набор материалов для использования в рисовании.
- Развивать цветовое восприятие, творческую активность.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный; долгосрочный (в течение учебного года), групповой, межпредметный.
План подготовки и реализации проекта:
- Разработать цикл мероприятий, бесед по теме проекта.
- Подобрать художественную и познавательную литературу, музыкальные произведения.
- Подготовить наглядный материал: серия картин по разным жанрам живописи (натюрморт, портрет, пейзаж, сюжетные картины), картины и портреты художников.
Деятельность педагогов:
- Разработать серию презентаций по теме проекта.
- Участие в беседах, мероприятиях по художественной деятельности.
- Чтение художественной и научно – познавательной литературы.
- Организация и проведение конкурсов.
Деятельность детей:
- Продуктивная деятельность по теме проекта.
- Участие в мероприятиях по художественной деятельности.
- Просмотр презентаций.
Деятельность родителей:
- Обогащение, пополнение предметной среды в центре творчества (наглядный, раздаточный материал, материал для продуктивной деятельности).
- Совместное рассматривание иллюстраций разных видов живописи.
- Совместное с детьми творчество.
План мероприятий проекта
Дата
|
Тема
|
Форма работы
|
Содержание
|
Материалы
|
Сентябрь II неделя
|
Мониторинг знаний детей о жанрах живописи и русских художниках
|
Беседа в совместной деятельности.
|
Определение достижений детей к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя.
|
Репродукции картин русских художников разных жанров живописи, рекомендованные примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»
|
Сентябрь II неделя
|
«Знакомство с миром живописи» (4) стр. 14
|
Беседа в совместной деятельности.
|
Знакомство с видами изобразительного искусства, с определением «живопись». Рассматривание репродукций.
|
Картины: Шишкин И. «Утро в сосновом лесу», Серов В. «Девочка с персиками»
Скульптура:
Фальконе Ф. «Медный всадник»,
Опекушин А. «Памятник А. С. Пушкину»
Архитектура: Зимний дворец
Презентация: Виртуальная экскурсия в музей живописи
|
Сентябрь
III неделя
|
«Виды художественного искусства»
|
Дидактические игры
|
Д/и «Определи вид художественного искусства»,
«Четвёртый лишний»
|
Интерактивная презентация
|
Сентябрь
IV неделя
|
Живопись и её жанры (4) стр. 18
|
Беседа в совместной деятельности
|
Знакомство с жанрами живописи. Рассматривание репродукций.
Игры по теме.
|
Картины: Серов В. «Девочка с персиками», Грабарь И. «Мартовский снег», Машков И. «Полевые цветы в стеклянном кувшине, Пластов А. «Ужин тракториста»
|
Сентябрь IV неделя
|
Альбом «Времена года»
|
Наполнение предметной среды родителями (найти и распечатать рекомендованные программой «Детство» репродукции русских художников)
|
Составление альбома с репродукциями русских художников на тему «Времена года»
|
Интернет ресурсы
|
Октябрь I неделя
|
«Осень в картинах русских художников» (3) стр.81
|
Беседа в совместной деятельности. Каждый художник видит осень по – своему.
|
Знакомство с произведениями русских художников.
Чтение стихов и прослушивание музыкальных произведений об осени.
|
Картины: Левитан И. «Золотая осень», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И. «Рябинка»
Чайковский П. И. «Времена года. Осень»
|
Октябрь
I неделя
|
Левитан И. «Золотая осень» (3) стр.90
|
Занятие по речевому развитию
|
Составление описательного рассказа по картине.
|
Картина Левитан И. «Золотая осень»
|
Октябрь I неделя
|
Унылая пора! Очей очарованье! (2) стр.20
|
Занятие по ИЗО
Выставка в группе «Золотая осень»
|
Рисование осеннего пейзажа
|
Краски, кисточки, образец
Чайковский П.И. «Времена года. Осень»
|
Октябрь II неделя
|
Альбом «Натюрмор-ты»
|
Наполнение предметной среды родителями
|
Составление альбома с рекомендован-ными репродукциями русских художников на тему «Натюрморты»
|
Интернет ресурсы
|
Октябрь II неделя
|
Знакомство с жанром живописи «Натюрмо-рт» Фрукты и овощи в натюрмортах русских художников
|
Беседа
|
Что изображают на натюрмортах? Зачем художники пишут натюрморты? Рассматривание картин. Знакомство с произведениями русских художников.
|
Картины: М.Кончаловский «Поднос и овощи», В. Стожаров «Квас», Хруцкий «Цветы и фрукты», И. Машков «Ананасы и бананы»
|
Октябрь III неделя
|
Овощи на столе
|
Занятие по ИЗО
Выставка в группе «Натюрморт с овощами»
|
Рисование натюрморта
|
Краски, кисточки, образец
|
Октябрь III неделя
|
Фрукты в вазе.
|
Занятие по ИЗО
|
Аппликация по теме.
|
Цветная бумага, клей, картон, ножницы.
|
Октябрь IV неделя
|
Альбом «Портрет-ная живопись»
|
Наполнение предметной среды родителями
|
Составление альбома с рекомендован-ными репродукциями русских художников на тему «Портретная живопись»
|
Интернет ресурсы
|
Ноябрь IV неделя
|
Знакомство с жанром живописи «Портрет»
|
Беседа в совместной деятельности
|
Какие бывают портреты.
Рассматривание картин. Знакомство с художниками.
|
Картины: В.Серов «Девочка с персиками», Тропинин В. «Кружевница», И.Репин «Осенний букет (портрет Веры)» З.Серебрякова «За обедом»
|
Ноябрь IV неделя
|
Портрет мамы
|
Занятие по ИЗО
Выставка в группе «Моя мама»
|
Рисование портрета мамы.
|
Простой карандаш, цветные карандаши, бумага А4
Муз. Произведения о маме.
|
Декабрь I неделя
|
Дремлет лес под сказку сна
|
Занятие по ИЗО
Выставка в группе «Зимняя сказка»
|
Рассматривание картин русских художников. Рисование зимнего леса.
|
Краски, кисточки, образец.
Картины: Шишкин И.И «Зима»
Чайковский П. И. «Времена года. Зима»
|
Январь IV неделя
|
«Чаепитие»
|
Занятие по ИЗО
Выставка в группе «Чаепитие»
|
Тема чаепития в картинах русских художников. Рисование натюрморта мелками.
|
Мелки, простой карандаш, бумага.
Картины: Грабарь И. «Голубая скатерть», Петров – Водкин А.С. «Утренний натюрморт», И.Машков «Натюрморт» (чашка и мандарины)
|
|
Волшебный мир сказки. Васнецов В.М. Жанровая живопись (1) стр. 40 - 43
|
Беседа в совместной деятельности
|
Беседа в совместной деятельности. Чтение отрывков из сказок. Слушание музыкальных произведений.
|
Презентация
Картины: «Алёнушка», «Ковёр – самолёт», «Иван царевич на сером волке», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Сказка о спящей царевне», «Кощей Бессмертный», «Баба Яга».
Муз. композиции: «Алёнушка», «Три царевны подземного царства»
|
Февраль II неделя
|
«Моя любимая сказка»
|
Выставка в группе «Моя любимая сказка»
|
Иллюстрирование любимых сказок детей совместно с родителями (чтение сказки, выбор сюжета для иллюстрации, рисование)
|
Простой карандаш, цветные карандаши, мелки восковые, краски акварельные, бумага А4
|
|
Картина «Три богатыря» Васнецова В.М.
|
Беседа в совместной деятельности
|
Знакомство с былинными героями. Характер русского богатыря на картине Васнецова В. М. Чтение отрывков из былин.
|
Картина «Три богатыря» Васнецова В.М.
Былины.
|
Март I неделя
|
Художники - портретисты
|
Беседа в совместной деятельности
|
Активизировать знания о произведениях русских художников в жанре портрета.
|
Презентация.
В.Серов «Девочка с персиками», Тропинин В. «Кружевница», И.Репин «Осенний букет (портрет Веры)» З.Серебрякова «За обедом»
|
Апрель III неделя
|
Натюрморт с цветами.
|
Занятие по ИЗО
|
Цветы в картинах русских художников. Рисование натюрморта красками.
|
Картины: Кончаловский П. «Сирень у окна», И. Репин И. «Букет цветов» Хруцкий «Цветы и фрукты», И. Машков «Полевые цветы в стеклянном кувшине», Петров – Водкин К. «Утренний натюрморт». Краски, кисточки, натура (щучий хвост в горшке), бумага А4
|
Апрель IV неделя
|
Художники – пейзажисты. Пейзажи Саврасова А.К.
|
Беседа в совместной деятельности
|
Активизировать знания о произведениях русских художников в жанре пейзажа.
|
Презентация
«Грачи прилетели» Саврасова А.К., Левитан И. «Март», А. Грицай «Половодье», И.Грабарь «Мартовский снег»
Чайковский П.И. «Времена года. Весна»
|
Апрель
IV неделя
|
«Грачи прилетели» Саврасова А.К.
|
Занятие по речевому развитию
|
Составление описательного рассказа по картине.
|
Картина «Грачи прилетели» Саврасова А.К.
|
Май II неделя
|
Викторина на тему «Картины русских художников»
|
Итоговое занятие
|
Д/и на знание жанров живописи и русских художников
|
Интерактивный плакат «Волшебный мир живописи»
|
Май III неделя
|
Итоговая диагностика знаний детей о жанрах живописи и русских художниках
|
Беседа в совместной деятельности.
|
Оценка достижений детей по окончании проекта.
|
Репродукции картин русских художников разных жанров живописи, рекомендованные примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство»
|
Результат:
- Обогащение предметно – развивающей среды (репродукции картин разных жанров живописи; сообщения о художниках, подборка музыкальных и литературных произведений).
- Выставки конкурсных работ.
- Развитие воображения, творчества, чувства композиции у детей.
- Дети знакомы с творчеством художников, знают и могут назвать некоторые картины, сформированы знания о жанрах живописи.
- Сформированы умения использовать знакомые приемы рисования в продуктивной деятельности.
Литература:
- Недорезова О.В. «Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада», Воронеж, 2008 г.
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада», ТЦ Учитель, Воронеж 2004г.
- Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года», Детство – пресс, Санкт – Петербург, 2004г.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. « Изобразительное искусство», Дрофа. 1995 г.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Чебурашка»
|