Авторы:
- Лихачева Анна Николаевна
- Чибискова Татьяна Георгиевна
Воспитатели ГБОУ Школа 1467 ДО 4 Город Москва
Обучая ребенка рисовать, мы обязательно знакомим его с произведениями больших художников. Ребенок, что называется, должен «насмотреться» на настоящие картины. Только так у него формируется подлинный художественный вкус и интерес к искусству. И этот принцип относится нс только к детям школьного возраста, но и к дошколятам. Конечно, трехлетке рассматривать большую картину в музее еще сложно: у него пока недостаточно сформированы внимание и способность удерживать воображаемую ситуацию. Зато для него уже доступны книжные иллюстрации. А для детской книги работали прекрасные художники.
Скачать презентацию
Мы, однако, привыкли считать, что рассматривание картины или иллюстрации — заданное условие. Картинки в книжках призваны поддерживать внимание ребенка к тексту. Чего же еще?
Это так. Но если мы ставим себе более амбициозную задачу — развивать у ребенка «культурный глаз», тогда нужно учить его смотреть.
Рассматриваем картины
Что ты видишь?
Рассматривание картины естественно начать с вопроса «Что ты видишь?». Скорее всего неискушенный зритель — ребенок ограничится общим ответом: «Здесь нарисован медведь», «Это Буратино». Задача взрослого — побудить малыша рассматривать самые мелкие детали, обратить внимание на подробности, которые поначалу в глаза нс бросаются.
Театр картины
Многое в окружающем ребенок постигает в движении и телесно. Он так устроен. Нс случайно Пиаже называл интеллект малыша психомоторным интеллектом. Конечно, роль движения в постижении мира уменьшается по мере взросления. Но она очень сильна на протяжении всего дошкольного возраста.
Поэтому следующим шагом в рассматривании картины может стать ее пластическое переживание.
Здесь возможны задания: «Представь себя этим персонажем. Можешь встать так же, как он? Как он смотрит? Как повернулся? Он радуется или чем-то расстроен? Откуда ты это знаешь? Можешь посмотреть так же, как этот герой?»
Если мы разглядываем злого персонажа, идентификации с ним требовать нельзя. Но можно давать ребенку «локальные» пластические задания: как он (злодей) сжал кулаки (растопырил пальцы)? Можешь это показать? А также язык высунуть (сжать зубы)? Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.
А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.
Малыши трех-четырех лет с удовольствием изображают походку нарисованного персонажа. Только нужно настаивать на том, чтобы стартовая поза соответствовала изображению.
А дети пяти-шести лет способны выполнить и более сложное задание: распределить между собой роли и встать в том же порядке и в тех же позах, что и герои картины.
Что таится в глубине?
«Проникновение внутрь картины» — прием, нередко встречающийся в детской литературе. Герои какой-нибудь сказки с помощью волшебства перешагивают раму и оказываются в пространстве картины. Естественно, они могут увидеть то, что не видно «снаружи».
Можно предложить детям пофантазировать по поводу того, что таится в глубине леса, кто прячется за деревом, кто укрывается в темноте, живет в этом домике, скачет по дороге. Куда ведет эта дорога? Что будет, если повернуть направо? Злой или добрый человек нарисован на картине? Сколько ему лет? Что он может скрывать? О чем мы можем догадаться по его сжатым губам, заплаканным глазам и т.д.?
Фантазировать с детьми лучше тогда, когда они рассматривают незнакомое произведение, а не книжную иллюстрацию, поскольку иллюстрация привязана к конкретному сюжету и уже вписана в некий пространственно-временной ряд других иллюстраций. А незнакомая картина открывает возможности для собственных сюжетных версий.
Описанные приемы связаны с рассматриванием картин и потому не привязаны строго к занятиям по изобразительному искусству. Их можно использовать и для развития речи, и во время чтения книг, и во время походов в музей.
|