Е. А. Соловьева, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Росинка» г. Ядрина
Нынешние дети начинают приобретать первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях уже с дошкольного возраста. В повседневной жизни малыш сталкивается с теми или иными финансово-экономическими явлениями. Быстро меняющаяся инфраструктура современной жизни диктует необходимость экономического образования населения уже с дошкольного возраста. В целях формирования у детей правильного и грамотного экономического представления, педагогическим коллективом нашего детского сада было решено с воспитанниками старшего дошкольного возраста изучать финансовую грамотность.
В ходе апробации в старшем возрасте детского сада финансового воспитания ключевой задачей стало повышение экономической компетенции дошкольников.
Экономическое воспитание дошкольников осуществлялось на базе дошкольного учреждения в ходе экспериментальной.
Объектом исследования экспериментальной площадки стали учебно-воспитательный процесс, игровая и творческая деятельности, досуги малышей в детском саду.
Цель эксперимента – выявить и повысить экономические представления дошкольников, формирование у воспитанников умений, навыков и компетенций для принятия грамотных финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми организациями.
Задачи эксперимента
- формировать первоначальные представления об основах финансово-экономических категорий;
- формировать правильное отношение к деньгам, представлений о способах их зарабатывания и разумному использованию;
- формировать элементарные представления о товаре, как продукте и результате человеческой деятельности, его стоимости, ценности;
- развивать умение осознавать свои потребности в разумных пределах, уметь выделять главные и второстепенные затраты;
- воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, ответственность, честность, бережливость, экономность и т.д.
- воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, как основному продукту экономической среды.
Над экспериментом работала команда педагогов, творческая группа, которая в ходе совещаний, семинаров и консультаций определяла курс по реализации эксперимента. Реализацию эксперимента начали с подготовки методической и программной документации и создания предметно развивающей среды.
Творческой группой педагогов чётко была определена суть экономического образования дошкольников, которая состояла не в организации специального обучения экономике, что потребовало бы дополнительного времени и могло бы привести к перегрузке детей, а в обогащении и концентрации различных видов детской деятельности экономическим содержанием. Также интегрировалась и обогащалась экономическим содержанием непосредственно образовательная деятельность — по математике, экологии, художественному творчеству и ознакомлению с социальным и предметным миром.
Создание предметно развивающей среды предполагало пополнение развивающей среды настольно-печатными играми «Монополия», «Деньги», «Веселый бизнесмен», «Бизнес лайф», «Менеджер», «Супермаркет»; дидактическими играми «Что такое деньги», «Доходы семьи Чебурашки», «Задачи», «Хранение денег», «Средства передвижения», «Ребусы», «Реклама для магазина Мишки», атрибутикой для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Почта», «Супермаркет», «Парикмахерская», «Сбербанк». Родителями воспитанников даже был изготовлен модель банкомата с функцией распечатки чеков, что побуждало интерес детей к изучению финансовых операций.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями, ситуациями и пособиями поспособствовало развитию у них реального экономического мышления, что сделал этот процесс более осознанным и динамичным.
Примерное содержание освоения финансовой грамотности было отражено в 5 основных темах:
- «Моя семья» (семейная экономика)
- «Мир денег» (деньги, цена)
- «Мой город» (производство полезных товаров)
- «Мир товаров» (основы маркетинга)
- «Моя страна» (ресурсы)
В рамках освоения содержания экономического образования в детском саду прошли циклы занимательных занятий «Дети и деньги», «Какие бывают сбережения», «Обязательные платежи», «Товары первой необходимости», «Потребительская корзина», «Что такое налог», «Моя любимая реклама».
Малыши кроме хорошо известных им профессий познакомились ещё с понятиями и профессиями рекламный агент, рекламодатель, банкир, менеджер, налоговый инспектор.
Для воспитанников детского сада совместно с родителями были организованы экскурсии в банк, на почту, в торговый центр, в швейную мастерскую, под хештегом «Приключения будущего финансиста».
Чтения, обсуждения и драматизации сказок с экономическим содержанием использовались для накопления практического опыта и формирования экономико-финансового представления в различных отношениях и бытовых ситуациях малышей. Народные сказки, собравшие вековой социально-экономический опыт народа, использовались для воспитания таких качеств личности, как трудолюбие, аккуратность, хозяйственность, бережливость, расчетливость, практичность и другие.
Педагоги с детьми читали, анализировали и драматизировали народные и авторские сказки с экономическим содержанием: «Лиса, заяц и петух», «Теремок», «Колобок», «мужик и медведь», "Как Миша из покупателя превратился в продавца ", «Маленький бизнесмен», «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом», «Купите лук», «Как мишка хотел открыть магазин» и т.д.
В ходе экономического воспитания активизировалось знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах, о купле – продаже, о богатстве и бедности, о бережливости, о добре, Например: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит» и другие.
Также дошкольниками были проведены беседы: "Знакомство с российской национальной валютой" " Как старину проходил товарообмен", "Что такое реклама", «Где и кем работают Ваши родители», «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет», «Кем я хочу стать».
Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний использовались ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.
Сделать экономику понятной помогали сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигали смысл труда, воспроизводя трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаясь» экономике. В ролевых играх моделировались реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
Педагогами проводились игры – занятия по темам «Семейный бюджет: «Доход — расход» «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему», дидактические игры «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров». В ходе игр уточнялись и закреплялись предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретались новые элементарные экономические представления.
Дети очень полюбили рекламные игры. Они с интересом учились рекламировать лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущественные качества. На занятиях по художественно-изобразительной деятельности малыши учились рисовать и оформлять рекламные вывески.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений дошкольники учились решать логические и арифметические задачи, задачи – шутки, которые сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают воображение и логику рассуждений, а также имеют экономическую идею.
Например, задачи мудрого Филина:
- Какие фрукты дешевле, а какие дороже в России: яблоки или ананасы? В Африке? Почему?
- Какие яблоки стоят дороже на рынке: свежие или немного побитые, подгнившие? И почему?
- В селе Простоквашино все любят мороженое. Но как выдумаете, когда на неё больше спроса: зимой или летом?
Педагогами активно создавались ситуации обсуждений на темы: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Откуда поступает товар?», «Где и кем производится товар?».
Также наши малыши принимали участия в конкурсах по «Финансовой грамотности» для дошкольников. В ходе эксперимента был реализован мини-проект «Моя копилка», в рамках которого родители с детьми в ходе совместного прикладного творчества изготовили копилки. В копилки ребята собирали монеты и тем самым учились накапливать сбережения для исполнения своих желаний.
Таким образом, в ходе эксперимента у детей появился интерес к экономической сфере жизни семьи, общества, повысился уровень сформированных экономических представлений, экономические знания и термины дети умело включают в самостоятельные игры, у дошкольников есть понимание первичных и вторичных потребностей.
Также мы отмечаем, что изменилась позиция родителей финансового воспитания дошкольников, у них появилось понимание актуальности и значимости данного направления работы с детьми с малых лет. У родителей вырос интерес к проводимым в группе экономическим конкурсам, мероприятиям и проектам, они начали активное принимать участие в жизни группы.
Экспериментальная работа показала, процесс освоения дошкольниками основ финансовой грамотности имеет успех, дошкольники старшего возраста способны усвоить элементарные экономические понятия в условиях адекватно организованной образовательной среды детского сада.
|