Труд становится великим воспитателем, Когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, побуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. В.А. Сухомлинский Введение
Трудовое воспитание одно из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка – дает возможность решать широкие педагогические задачи. Труд уже в младшем возрасте влияет на развитие самостоятельности детей. «Программа в детском саду» рекомендует три формы организации труда детей дошкольного возраста: трудовые поручения, дежурства и коллективный труд всей группы. Каждый из названных форм организаций имеет свои особенности и разное соотношение на разных ступенях дошкольного детства. Чтобы выявить возможности трудовых поручений для решения задач нравственного воспитания, необходимо определить, что следует понимать под трудовым поручением, в чем заключены его специфические особенности в отличие от других форм организации.
Скачать конспект
Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива. Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.
Трудовые поручения необходимо отличать от трудовых обязанностей. И не только по тому, что это кратковременный, эпизодический труд. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положением ребенка в ней. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит, освоит содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредствам разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.
Как показали исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой, наилучшие результаты в воспитании положительного отношения к людям и их труду оказываются не только при непосредственном трудовом общении детей с взрослыми, но и со сверстниками. Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести его до конца. Участие взрослого позволяет расширить содержание хозяйственно-бытового труда, в который можно включить детей, что устраняет его однообразие. В работах В.Г. Нечаевой рассматривается воспитательное значение труда. Трудовые поручения заключают в себе большие воспитательные возможности. Давая поручения, воспитатель всегда ставит перед ребенком конкретную цель. Поручения весьма многообразны. Они могут быть простые и сложные, кратковременные, эпизодические и длительные. Индивидуальные или коллективные. Особенно ценны (в плане подготовки несение обязанностей) длительные поручения, когда дети несут ответственность за какую-то работу определенный срок (день, два, три).
Объект исследования: трудовая деятельность дошкольников.
Предмет исследования: поручение как форма трудовой деятельности дошкольников.
Проблема: каковы эффективные условия и методы организации руководства трудовыми поручениями среди младших дошкольников.
Цель исследования: изучение особенностей как одной из форм организации трудовой деятельности дошкольников.
Задачи исследования:
- Рассмотреть трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
- Определить роль поручений и их особенности трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать современные образовательные программы по разделу трудовое воспитание.
- Выявить условия организации и методику руководства поручениями.
Работа состоит из двух глав, носит теоретический характер. В первой главе раскрываются теоретические аспекты развития трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста, рассматривается роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста, через организацию трудовых поручений, в которых выделены особенности трудовой деятельности. Во второй главе отражена система педагогической работы по организации поручений с детьми дошкольниками детского сада, анализируя современные образовательные программы, в разделе трудовое воспитание, определены условия для организации трудовой деятельности в ДОУ и методика руководства трудовыми поручениями с детьми дошкольного возраста. Представлены выводы по изучаемой теме, в приложении предоставлены Таблицы с различными задачами трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Теоретические методы исследования; анализ, сравнение, систематизация, обобщение материала на основе изучения педагогической и методической литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации трудовой деятельности дошкольников
1. 1 Трудовые поручения в теории и практике дошкольного образования.
Трудовые поручения – это обращение к ребенку с просьбой взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Исследованию данной формы были посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Т. Шатовой в 1974 г. В разных видах трудовых поручений, используются различные формы его организации, педагоги воспитывают у детей интерес и любовь к труду, приучают выполнять поручения, беречь материалы.
Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного возраста, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам. Как показали исследования (Р. С. Буре) трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживает порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и т.д.
Особенно важны поручения на шестом году жизни ребенка, когда происходит активная подготовка к несению трудовых обязанностей – ведь с самого начала года дети участвуют в трех видах дежурств, это очень серьезный труд. Такой труд требует определенной, предварительной подготовки, с младшего возраста, так, как в старшем возрасте (если ребята не умеют правильно дежурить) — это сигнал к тому, что педагог недостаточно и не целенаправленно привлекал воспитанников к выполнению поручений на ранних ступенях дошкольного детства. Придавая большое значение в трудовом воспитании коллективным формам организацией трудовой деятельности, Н. К. Крупская справедливо подчеркивала, что к ним ведет постепенная работа детей вдвоем, втроем, вчетвером, что перед детьми необходимо ставить небольшие посильные цели, постепенно шаг за шагом усложняя их. Своеобразную оценку поручениям дал и А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что поручения призывают к ответственности, исполнительности, добросовестному отношению к делу.
Особое место трудовым поручениям отводится в процессе умственного воспитания. Опираясь на умственную активность детей дошкольного возраста, готовность к самостоятельной деятельности, трудовые поручения способствуют формированию анализа, планирования, временного понятия, любознательности. Воспитание интереса к труду, формирование осознанных ребенком мотивов деятельности тесно связано с воспитанием целенаправленности. Трудовые поручения способствуют формированию стремления к достижению определенных целей.
Правильно отмечала А.Т Шатова, что можно сколько угодно убеждать детей любить труд, но лишь в процессе активного участия детей в труде, только после многократных упражнений может развиваться у них способность к трудовому усилию. Все возрастные стадии формирующейся личности должны быть пронизаны трудовой деятельностью. Необыкновенно важно, как в обще — воспитательных целях, так и плане подготовки к школе научить детей выполнять поручения, в которых ребенок отчетливо представляет цель, умеет планировать, достигает полезного результата. Именно трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте способствуют подготовке ребенка к выполнению определенной работы в строго установленное время. Шаг за шагом, овладевая простыми, ежедневно повторяющимися видами детского труда, ребенок узнает цену заботам о себе, учится уважать себя и других, приобретает способность и умение оказывать помощь взрослым и детям. Таким образом, трудовое воспитание подрастающего поколения – дело огромной государственной важности, проблеме подхода в воспитании детей уделяли внимание многие ученые и педагоги (В. Г. Нечаева, Т.А. Маркова, К.А. Климова, Р.С. Буре, З.Н. Борисова, Л.А. Порембская и другие). Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.
1. 2 Роль поручений в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.
Ребенку дошкольного возраста присуще интерес к деятельности, в котором необходимым компонентом является познавательное отношение к окружающему миру. Познавательный интерес расширяет кругозор. Под его влиянием ребенок не только стремиться узнать новое, пополнить и углубить свои знания, но и активно применять их в игре, в труде. Руководя выполнением поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнения поручения, способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет воспитателю правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети преимущественно выполняют поручения индивидуального характера. Усвоениям умений будут способствовать повторения и закрепления способов деятельности, постоянные приобщения младших дошкольников к поручениям.
По мере накопления детьми самостоятельного опыта выполнения задания воспитателю следует переходить к словесному напоминанию. Особую роль приобретает беседа с детьми, в ходе которой обсуждается задание и способы его выполнения. Важно, чтобы в таких обсуждениях участвовали все дети, проявляя активность и самостоятельность.
Трудовые обучения в детском саду осуществляются либо при организации индивидуальной деятельности ребенка, либо в совместном труде с взрослыми, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучать одновременно подгруппу или группу детей приемам выполнения определенных действий. Руководя выполнениями поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет педагогу правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.
Трудовые поручения в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу, работать для блага общества. Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги ( «Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.
Воспитывающая и развивающая роль трудовых поручений в воспитании ребенка наиболее успешно проявляется лишь при условии организации его и руководства со стороны взрослого. Индивидуальные и коллективные трудовые поручения дают возможность решить ряд задач: развитие самой трудовой деятельности, воспитание коллективизма, умение сообща выполнять определенные поручения. Воспитание трудолюбия, ответственности, умение выполнять повседневную работу, привычки к повседневному трудовому усилию. Эти задачи успешно решаются при условии повседневной организации труда, который чаще всего протекает в форме разных трудовых поручений. Надо так поставить цель, чтобы она сразу ориентировала ребенка на выполнение общественно значимой деятельности, а не просто направляла на овладение определенным умением. Вместо того, чтобы сказать детям: «будете учиться убирать за собой посуду», следует сказать: «надо помочь няне убрать посуду». Таким образом, нужная установка на выполнение работы, необходимой для других. Дети постепенно начинают понимать, что с приобретением умений появляется возможность проявлять собственную активность, вступить в деловой контакт с окружающими людьми, помочь им, быть похожими в делах на взрослых, уметь применять приобретенные навыки.
Педагог располагает определенными методами: слово, непосредственный показ способа выполнения изготовляемого образца и др. применяя эти методы, он развивает у детей умения логически мыслить, наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательные способности, восприятие, память, приучать к точкам деловой речи.
Особую роль при выполнении поручениями играет оценка труда. Надо непременно найти что-то положительное в поведении и деятельности ребенка даже тогда, когда он не самостоятельно справляется с заданием: «молодец Сережа ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе сделаем работу». Оценивая результаты, воспитатель может и игровыми приемами. И самый действенный помощник – персонаж кукольного театра (1-2 раза в неделю). Он облегчит педагогу закрепить знания полезных и нужных правил, необходимых в процессе трудовой деятельности: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. Воспитатель должен мотивировать каждое задание и свои требования к деятельности ребенка: «Надо сделать, чтобы было чисто. Няне трудно убирать одной, если мы ей не поможем», «Надо всегда помогать, если видишь, что кому-то тяжело». Такой подход постепенно воспитывает понимание значения выполняемого поручения, формирует положительное отношение к выполняемой работе. Задача воспитателя – уметь постепенно усложнять цели, идти шаг за шагом. Другая задача – учить достигать цели коллективом, сначала просто объединяя усилия, сначала научить детей вдвоем, потом втроем, впятером, потом более большими группами, вводя постоянно разделение трудовых поручений.
В организации труда дежурных учитывается объём работы. В дежурстве по организации обеда, ужина и пр., дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объёма работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного. В дежурстве по уголку природы поручается обтереть по 3 — 4 растения и т.д. такое распределение объема работы позволяет дежурным быстро справиться с поручениями, привлекать к дежурствам до 8 – 10 детей, обеспечить частую повторяемость участия детей в дежурствах. По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2 — 3 дней. Таким образом, поручения как форма организации трудовой деятельности дошкольников во всех группах дают возможность повседневно, систематически приобщать детей к участию в посильном труде. Такая постановка работы занимает детей, приучает их самостоятельно находить себе дело, что в целом создает в группе дружную деловую атмосферу. Зная воспитательные возможности различных по содержанию поручений, их нагрузку, учитывая при этом возраст и возможности каждого ребенка, можно целенаправленно организовывать обучение детей тому, чего они еще не умеют делать, сформировать необходимые трудовые умения и навыки или изменить отношения к работе.
|