Агапова Юлия Юрьевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

THE USE OF MNEMONICS IN THE FORMATION OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Ю.Ю. Агапова Воспитатель «Детский сад № 379» (Россия, г.Нижний Новгород)

Yu Yu Agapova Educator "Kindergarten # 379» (Russia, Nizhny Novgorod)

Аннотация: В статье рассмотрены возможности использования мнемотехники в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников. Разработка и апробирование авторской методики.

Ключевые слова: мнемотехника, формирование элементарных математических представлений, использование мнемотехники в ДОУ.

Abstract: the article considers the possibilities of using mnemonics in the formation of elementary mathematical representations in older preschoolers. Development and testing of the author"s methodology.

Key words: mnemonics, formation of elementary mathematical representations, use of mnemonics in DOE.

 

скачать конспект

В современной образовательной системе уделяется большое внимание и интерес к проблеме интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, развитие познавательного интереса и познавательной активности. Большую роль в этом, играет математическое развитие в ДОУ в соответствие с ФГОС.

Благодаря стремительному развитию средств информационных технологий возникает новая, информационная среда современного человека. Воспитателю важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. В связи с этим перед воспитателем встаёт вопрос как наиболее правильно подобрать методику для обучения, развития и закрепления полученного материала.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает образная память, запоминание зачастую происходит непроизвольно, его продуктивность повышается при наглядном подкреплении. Мнемотехника помогает ускорить процесс запоминания у дошкольников, развить образное, логическое, ассоциативное мышление (в том числе умение систематизировать, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое), воображение, внимание. Применение приемов мнемотехники обогащает словарный запас детей и способствует формированию связной речи. У детей появляются предпосылки к самообучению, умение проводить самоанализ, дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными [1].

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста безусловно играет важную роль в личностном, интеллектуальном развитие ребенка. Важно научить ребенка самостоятельно находить правильное решение, творчески и нестандартно мыслить.

Именно ФЭМП формирует память, внимание ребенка, развивает гибкость мышления, речь и воображение.

Считается, что слово «Мнемотехника» придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл обозначает — память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

На Руси тоже использовалась мнемотехника.

Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.

Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.

Мнемотехника — (от греч. mnemonikon- искусство запоминания)«это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объём памяти путём образования связей».

В. А. Козаренко определяет «Мнемотехнику» как систему внутреннего письма, процесс образования связей, процесс генерации (припоминание) осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию[ 2].

Современные исследователи А. К. Колеченко, В. А. Козаренко, М. А. Зиганов утверждают, что применение мнемотехники на занятиях в детском саду позволяет детям более успешно осваивать и запоминать новые знания[3].

Современная педагогика активно вводит психологические методы, приемы, технологии в учебный процесс.

Мнемотехнику в педагогике можно представить в виде сенсорно-графических схем, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа, предметно-схематическими моделями.

Использование данной технологии в ДОУ нужно начинать со средней группы, когда возраст ребенка достигнет 4 лет. Так как именно в этом возрасте у ребенка преобладает наглядно-образная память, и запоминание информации носит непроизвольный характер, дети в этом возрасте лучше запоминают события, факты, предметы, явления, близкие к полученному жизненному опыту[4].

В современном мире очень быстро растет поток информации, он буквально лавиной обрушивается на человека, в том числе и на дошкольника. Как освоить всю информацию? Что нужно делать для того, чтобы получаемые знания задерживались в голове ребенка на длительное время? Что может облегчить путь запоминания? На эти и другие подобные вопросы пытаются найти ответ не только педагоги, но и многие ученые. Совершенно очевидно, что механическое запоминание сегодня уже не справляется с тем объемом информации, которую нужно усвоить дошкольнику[5].

Анализируя, я пришла к выводу о том, что обучение математике – это не столько цель, сколько средство совершенствования и развития личности. Сам процесс познания, даже если он мотивирован, должен увлекать ребенка, а не быть скучной работой по заучиванию тех или иных научных постулатов. Поэтому актуальным становится использование таких методик, которые помогли бы ребёнку усвоить способы познания мира, способы получения и обработки информации. Важно развить общие способности ребёнка, его интеллект, внимание, память. В этом случае пришла на помощь мнемотехника-методика, уже давно вошедшая в практику работы педагогов[6].

Изучив научную литературу я провела опытно экспериментальную работу по внедрению мнемотехники в общеобразовательный процесс.

Мною были разработаны и апробированы мнемодорожки и мнемотаблицы в формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников, посещающих подготовительную группу.

На основе выбранной техники мною были поставлены следующие задачи:

  1. Расширять и обогащать словарный запас детей
  2. Формировать умение преобразовывать символы в образы (перекодировка информации).
  3. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
  4. Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  5. Способствовать развитию умения работать по образу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Для формирования у детей навыков любой информации, я использовала следующие, наиболее эффективные методы:

  1. Метод ассоциаций -установление между предметами ассоциативных связей, нахождение «похожести» в том, что на первый взгляд является совсем непохожим.
  2. Метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок) (рисуночное письмо).
  3. Метод, использующий образное мышление (эйдетизм)

Для того, чтобы познакомить детей с цифрами, я использовала метод ассоциаций. С помощью данного метода дети запоминали цифры методом связных ассоциаций или методом «Вешалок».

Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях, этот метод помогает детям запомнить в определенном порядке нужную информацию, которая состоит из любого количества цифр.

Вариация цифр может быть разной, в зависимости от того, как дети закодируют ту или иную информацию.

Чтобы детям было намного проще запомнить двузначные числа и понять их, я разработала и использовала данную мнемотаблицу

Используя модель из палочек (составляющие 1 десяток), легко выстроить знакомство ребенка с двузначными числами. Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа, но так как мы используем мнемотаблицу, то десятки мы расположили справа для того чтобы зашифрованный образ в виде картинки с помощью предлога мгновенно накладывался на модель десятка.

Мнемотаблица «Состав числа»

В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали- два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.

Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят,

необходима полная предметная наглядность.

Для этого мною были составлены мнемодорожки на решение простых арифметических действий. Для начала в своих мнемодорожках я указывала знаки «+» «-» «=». Затем убрала знаки и дети самостоятельно придумывали условия к задачам и решали их. При этом, наглядные картинки помогали детям более грамотно выстроить свою речь, правильно подобрать вопрос к задаче и решить ее.

К старшему дошкольному возрасту у детей накапливается опыт деления на части (в быту, играх, конструировании). Складывается бытовое понимание целого, как неделимого и восприятие каждой части целого как нового, самостоятельного объекта.

С помощью мнемодорожек «Часть и Целое» дети на занятиях и самостоятельно применяли данную методику. У детей сформировались четкие представления о зависимости целого и части, они научились воспринимать целое не только как неразделенный предмет, но и воссозданный из частей. Сравнивали части, полученные при делении целого с равными частями, путем наложения.

Дети в течении 20 секунд самостоятельно изучали мнемодорожку, а затем делили исходную фигуру на части, определяли и сравнивали их.

На основе умения деления целого на части мною были разработаны мнемодорожки «Геометрические задачки».

Дети самостоятельно устанавливали закономерности, классифицировали предметы по общим и отличительным признакам, последовательно рассуждали, делали соответствующие выводы, самостоятельно выбирали способы решения.

Мнемотаблица «Времена года»

Каждый месяц разного времени года зашифрован первой буквой слова. Детям становится наиболее проще запомнить название месяцев, относящихся к определенному времени года.

Мнемоколлаж «Дни недели»

Мнемоколлаж «Дни недели»

дает понять детям что семь суток –составляет неделя, и каждый день имеет свое название. Даёт представление о времени: его текучести, периодичности, название. Закрепляет умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Мнемотаблица – цепочка «Графический диктант»

Формирует глазомер ребенка, укрепляет зрительную памяти; способствует развитию мелкой моторики; развитию устойчивого, сосредоточенного внимания, развитию зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; развитию зрительно-пространственного восприятия: анализ, синтез; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитию умений ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Предметно-развивающая среда в ДОУ по ФЭМП

Разработка лэпбука «Математические чудеса»

Использование мнемотаблиц и мнемодорожек в свободной игровой деятельности придает математическому материалу игровые элементы и занимательность, вызывает у детей интерес, облегчает и ускоряет процесс запоминания, формирует приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям.

Включение мнемотаблиц и мнемодорожек в непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет запомнить сложный материал, удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Литература:

  1. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М.: Самиздат, 2007. — 350 c.
  2. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  3. Марат Зиганов М.А., Козаренко В.А. — МНЕМОТЕХНИКА Запоминание на основе визуального мышления М.: Школа рационального чтения, 2000. -173 с.
  4. Фатеева Г. И. Характеристика мнемотехники как метода развития мышления у детей и взрослых [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — М.: Буки-Веди, 2018. — С. 3-5.
  5. Конрад Борис «Как запомнить все! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике» ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2017
  6. Челпанов Г.И. «О памяти и мнемонике»

http://elib. gnpbu. ru/text/chelpanov_o-pamyati-i-mnemonike_1903/go, 0; fs, 0/

Просмотров: 618
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Чечетенко Татьяна Юрьевна. Проект по математическому развитию дошкольников: Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием занимательной математики
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений путём включения современных технологий – лэпбука у детей старшего дошкольного возраста»
  • Исхакова Айгуль Тимерьяровна. «Использование игровых форм обучения детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»
  • Оленина Светлана Владимировна. «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через включение ТРИЗ технологии»
  • Иванова Юлия Александровна. Методическая разработка образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Зимний переполох в стране Геометрика»
  • Белая Ирина Викторовна. «Применение интерактивных и активных методов обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы»
  • Черенкова Валентина Александровна. Конспект занятия по развитию математических представлений у детей старшей группы на тему: 'Число 7 и способы его образования'
  • Тараканова Аксана Александровна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста «Поможем решить проблему Мишки и Белочки»
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Аносова Альфия Равильевна. Роль традиционных дидактических игр и современных технологий в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
  • Такун Наталья Степановна. «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников»
  • Лямина Надежда Владимировна. Комплексное занятие «Перелётные птицы» по развитию речи и формированию математических представлений адресовано детям с ЗПР старшего дошкольного возраста.
  • Чубшвец Анна Александровна. Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через использование дидактического пособия «Математический кейс».
  • Наталья Зорина. Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
  • Рулева Ирина Борисовна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «На помощь королеве Математики».
  • Алексеева Наталия Виталиевна. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста применением Блока Дьенеша
  • Камшилина Т.А. Крачковская Н.М. Дремина С.П.. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 лет)
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Романова Ольга Валерьевна. Построение развивающей предметно-пространственной среды, направленной на формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
  • Корниенко Марина Валерьевна. Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
  • Куваева Светлана Викторовна. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗАНЯТИЯ) по познавательное развитию (формирование элементарных математических представлений) для подготовительной группы «Чудесное путешествие в страну математики»
  • Михеева Евгения Михайловна. Дидактический материал по «формированию элементарных математических представлений через дидактические игры», для детей младшего возраста.
  • Антонова Светлана Геннадьевна. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Замотина Зинаида Григорьевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы «По страницам сказок»
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Развитие функциональной грамотности дошкольника на занятиях по формированию элементарных математических представлений на основе занимательного материала.
  • Искаева Екатерина Николаевна. Игровое мультимедийное средство по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Играем с белочкой»
  • Стоян Анжела Григорьевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей старшей группы с 5 до 6 лет
  • Гузелия Гумурзакова. НОД по формированию элементарных математических представлений у детей 2-ой младшей группы «БОЛЬШОЙ – ПОМЕНЬШЕ - МАЛЕНЬКИЙ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь