Пояснительная записка
Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для дошкольников, таблицы и рисунки в которые подбираются с учетом возраста и психологических особенностей развития каждого ребенка.
В чем суть и преимущество методики?
Скачать проект
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров детям достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми информации.
При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, дети получают навыки коммуникации и общения.
В ДОУ мнемоника применяется в качестве результативного метода запоминания смысловой, буквенной и числовой информации. Все конспекты занятий должны содержать тему, цели, план, дидактический материал и ход занятия.
Для младших групп в детском саду обычно применяют простые карточки -
мнемоквадраты. Это яркие одинаковые изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку мнемодорожку — квадрат из 4 картинок. Ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.
Со средней группы начинают работать с мнемотаблицами. Чаще всего это последовательные графические зарисовки стихов, рассказов или действий, которые необходимо выполнить. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц. Со временем они сами начинают создавать простые мнемодорожки. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.
Слова "мнемотехника" и "мнемоника" обозначает одно и тоже — техника запоминания. Они происходят от греческого "mnemonikon" — искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э). Искусство запоминания названо словом "mnemonikon" по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери десяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Применение педагогами на занятиях мнемотехники делает процесс обучения для ребенка более привлекательным, обеспечивая мотивационный и эмоциональный настрой, заметно увеличивая его работоспособность.
Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования.
Задачи:
1. Познавательные:
- формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоение приемов работы с моделями.
- освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
2. Развивающие:
- увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания (кодирования) информации.
- развивать умение анализировать, оперировать символами
- совершенствовать монологическую речь: умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
3. Воспитательные:
- воспитывать навыки самостоятельности.
- воспитывать умение работать индивидуально и в группе, сотрудничать друг с другом.
Так как мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация, как любая работа строится от простого к сложному, нужно начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы — схемы, которые служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.
Я их использую для:
- обогащения словарного запаса
- при обучении составлению рассказов
- при пересказах художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок
- при заучивании стихов.
Овладение приемов работы с мнемотаблицами сокращает время обучения.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Односложность — речь состоящая лишь из простых предложений.
Бедность речи (недостаточный словарный запас) — употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь — неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос построить краткий или развернутый ответ
Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. Пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
Факторы, облегчающие становление речи:
Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- Создание плана высказывания.
Последовательность размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Требование к мнемотехнике.
Ознакомление ребенка со знаком — символом и уточнение его понимания:
Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным
- выбор нужной пиктограммы из ряда других.
Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый.
- выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других.
- выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других.
Знаки и символы должны быть:
- хорошо знакомы детям (идентификация символа)
- отображать обобщенный образ предмета
- предварительно оговорены с детьми и принимаются как ведущие.
- замысел графической схема знаком и понятен ребенку.
Технологическая карта работы с мнемотаблицами или основные правила при проведении занятий:
1 этап: Подготовительный
Цель: знакомство детей с моделью (мнемотаблица)
- Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
- Рассматривание готовых моделей и готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
- Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
- этап: Основной
Цель: знакомство с общими моделями кодирования информации о предметах.
- Сообщение темы.
- Рассматривание общей схемы кодирования.
- Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему машинка, медведь, яблоко и т.п.)
Моделирование осуществляется под руководством педагога с использованием наводящих вопросов: Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
3 этап: Творческий
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
- Совместное кодирование информации.
- Обслуживание вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
- Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
Этапы работы над стихотворением:
- выразительное чтение стихотворения.
- сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- вопросы по содержанию стихотворения.
- словарная работа.
- чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют их с опорой на мнемотаблицу.
- дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Раз, два, три, четыре, А когда мы крепко спали, Много мебели в квартир На кровати мы лежали, В шкаф повесим мы рубашку, А потом мы с котом А в буфет поставим чашку. Посидели за столом,
Чтобы ножки отдохнули, Чай с вареньем дружно пили. Посидим чуть-чуть на стуле. Много мебели в квартире. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали,
*
В руки мы картинки взяли, Тут же мебель мы назвали: Кресло, стул, диван, кушетка, Шкаф, кровать и табуретка.
Автоматизация звуков
Использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Для автоматизации звуков на этапе с небольшими стихотворениями можно использовать нарисованные мнемотаблицы. Для этого подбираются небольшие стихотворные тексты или загадки, на автоматизацию определенного звука или дифференциацию звуков.
Использование мнемотаблиц для составления рассказов:
В начале занятия с мнемотаблицами воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть все рисунки и рассказать об увиденном. Затем педагог подробно расшифровывает таблицу — составляет интересный рассказ для ребят. Например: "Наступила осень, все звери стали готовиться к зиме. Белочка спряталась в свой домик, заготовила много орешков и грибов, заяц поменял свою серую шубку на белую, а бурый медведь лег спать в теплую берлогу. И вот наступила зима. Лишь иногда солнышко выглядывает из-за туч. Зимний лес засыпает". Далее педагог предлагает детям воспроизвести весь рассказ, глядя на картинки.
Основные правила при проведении занятий:
- Работу с мнемотаблицами начинают с простых мнемоквадратов. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
- Все рисунки должны быть четкими и понятными.
- Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
- На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассматривание или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
- Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просмотреть схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
- В старших группах ДОУ нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или самим придумать свои сюжеты.
Очень важно, чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии своего ребенка. Так как дети работающие с ассоциативными схемами быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.
Схематичное значение знаков в мнемотаблицах
|