Автор: воспитатель Роганова Галина Николаевна
Аннотация: Данная статья ориентирована на рассмотрение актуального сегодня вопроса об интернет-зависимости у детей старшего дошкольного возраста. Этой проблеме посвящено немалое количество работ в разных научных сферах: от педагогики до информатизации общества.
Ключевые слова: Итернет-зависимость, дошкольное воспитание, переутомление и усталость, старшие дошкольники, помощь родителям.
Актуальность: Дети раннего возраста в современном мире умеют пользоваться сотовыми телефонами, планшетами, имеют доступ к компьютеру: смотрят мультфильмы, играют в различные компьютерные игры, используют Интернет.
Цель исследования: Обратить наиболее пристальное внимание на восприятие педагогов в отношении указанной темы. Благодаря изученной теоретической литературе, в данной статье удается создать обобщенное определение интернет- зависимости у старших дошкольников — с точки зрения психолого-педагогической науки и предложить несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций.
Объект исследования: Дети старшей дошкольной группы.
Предмет исследования: Исследования склонности у детей старшего дошкольного возраста интернет зависимости.
Изложение основного хода исследования: Длительное и бесконтрольное использование технических устройств детьми, со временем приводит к возникновению компьютерной зависимости. Данная проблема крайне актуальна и касается фактически каждого родителя, а также педагогов, так как у нынешнего поколения детей изменились интересы, появились новые способы знакомства и общения со сверстниками, которые можно использовать в персональном компьютере, не выходя из дома. Большую угрозу компьютер представляет для детей, которые обделены вниманием родителей.
Таким образом, задачами статьи являются обобщение имеющихся теоретических сведений об интернет-зависимости в детском дошкольном возрасте, создание наиболее полного и четкого определения этого вида зависимостей.
Понятие «компьютерная зависимость» определяет степень увлечения компьютером, которая приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, существенно ограничивая общение с другими людьми. [7, с. 245]
К исследованию проблемы компьютерной зависимости обращались детские педагоги В.В. Абраменкова, Ю.Д. Бабаева, Ю.М. Евстигнеева и многие утверждают, что различные электронные носители подавляют у детей творческое мышление, фантазию, внимательность, человеческие взаимоотношения и подвижность. Согласно суждению А.В. Беляевой, компьютерный вид развлечения – это стремление ребенка подчинить действительность.
В собственных работах Ю.Д. Бабаева, В. В. Абраменкова, Ю.М. Евстигнеева, условно разделяют компьютерную зависимость на 4 этапа:
1-й этап — увлеченность в степени освоения новой игры или приложения. Это является первый месяц после приобретения новой игры, нового гаджета или приложения. В это время происходит освоение неизвестного. В данном периоде совершается осваивание незнакомого. Потом нормализуется собственный распорядок дня, куда по прежнему входят интересующие занятия дошкольника.
2-й этап – вероятная взаимозависимость. Данное положение характеризуется погруженностью в игру более чем на 3 часа в день. В данном период уменьшается познавательная мотивирование, также имеется абсолютная неготовность оказать помощь родителям.
3-й этап — мощная взаимозависимость. Ребенок никак не осуществляет контроль над собой, непостоянен, агрессивен, когда требуется прекратить или ограничить время проведенное за игрой в компьютере или другом электронном носителе.
4-й этап – клиническая зависимость. Основательные отличия от общепризнанных мерок в действии, реакциях, неполная чувствительность (медлительность либо порывистость, истерия, острая замена чувств), недостаток психологического также поведенческого самоконтроля. [1, 22-25]
Согласно суждению Ю.А. Малыгиной, разумное применение компьютера, планшета и других носителей в задачах обучения, а также отдыха ребенка целесообразно. Но период, проведенный за игрой должен быть строго оговорен и ограничен. У старших дошкольников период, проведенный за компьютером должен быть никак не более получаса два раза в день. Иначе излишек эмоций спровоцирует перевозбуждение, а мерцание экрана, неизбежно будет формировать переутомление и усталость, что приведет к снижению внимания. [2, 193]
Компьютерный вид развлечения может быть полезны, однако, в меру. При этом данный вид развлечения имеет все шансы использоваться как познавательный ресурс. Потому что многие игры несут в себе познавательную функцию, учат чтению по слогам, развивают логику, пространственное мышление. Самое главное во время игр нужно следить за правильностью посадки ребенка. [5, 971]
Результаты и выводы: Следовательно, можно подвести итог о том, что компьютерная зависимость определяет поведение ребенка, по которому можно охарактеризовать этапы данной зависимости. Игровая зависимость — это определенное поведение у ребенка, указывающее на то, что уровень мотивации к жизни и досугу в целом, ограничен у ребенка только компьютерными развлечениями. Чаще всего причинами компьютерной зависимости можно назвать недостаток живого общения со сверстниками, и не заинтересованность родителей в жизни дошкольника. Однако не все компьютерные игры могут приводить к нездоровому поведению у старших дошкольников, и если родители будут правильно распределять досуг ребенка и акцентировать внимание на нужных и подходящих играх, то они могут правильно влиять на развитие и обучение ребенка. Сейчас существует множество приложений с изучением иностранных языков, а также многие игры предназначены для чтения и счета. Чтобы компьютерные игры не стали главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно наполнить его жизнь яркими, интересными событиями. Когда родители уделяют ребенку достаточное количество внимания и времени, заменяют компьютерные игры интересным досугом, то ребенок будет менее подвержен виртуальной зависимости. [4, 547-549]
Список используемой литературы:
- Ермоленко А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. 2011. №2. С. 22-26.
- Зураева A.M., Джелиева З.Т. Влияние компьютерных технологий и интернета на психическое здоровье детей и подростков II Теоретические и практические аспекты развития современной науки: материалы XI международной научно-практической конференции. Москва // «Спецкнига», 2014. № 5, С. 194-199.
- Кочина М.Л., Подригало Л.В., Яворский А.В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков // Компьютерные игры. – 2011. №9. С. 111-117.
- Коптелова Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди дошкольников // Молодой ученый. – 2014. №20. С. 547-549.
- Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2015. №24. С. 970-973.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – 2-е изд. – М.: УРАО, 2002. – 176 с.
- Ларионова С.Ю. Интернет-зависимость у детей // Психологическое образование в России. – 2013. – №2. – С. 241-247.
- Краснова, С. В. Как справиться с компьютерной зависимостью [Текст] / С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская, О. Е. Чапова, М. О. Носатова. — М.: Экс-мо, 2008 — 224 с.
- Леонова, Л. А. Дошкольник и компьютер // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dou908. narod. ru /Parents/frombk2. htm.
- Ребенок и компьютер — за и против [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //community. li vej ournal. com/mama/415357. html.
|