Ростовская обл., г. Таганрог МБДОУ д/с №65 «Буратино» Воспитатель: Кружкова Татьяна Владимировна
Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенциалов ребенка, его индивидуальности.
Развитие речи не стихийный процесс. Оно требует постоянного руководства.
Каковы же условия успешного развития речи?
- условие – потребность общения. Должны быть предусмотрены такие ситуации, которые ставят ребенка перед необходимостью речевых высказываний.
- условие – создание речевой среды, дающей детям образцы речи.
- условие – запас знаний, которым должен обладать ребенок на определенном этапе своего развития. Ребенок хорошо рассказывает только о том, что он хорошо знает.
Ведущий вид деятельности детей – это игровая деятельность. Большинство занятий по математике представляли собой систему дидактических и развивающих игр, в процессе которых дети исследовали проблемные ситуации, где ребенок проявлял творчество. Проделать то или иное действие: он в конце рассуждает, делает собственные умозаключения, выводы и выражает их в речи. Специально были разработаны и подготовлены игры, с помощью которых на занятиях ФЭМП создается ситуация, где ребенку требуются собственные рассуждения. Например: «Составь цифру», «Вчера, сегодня, завтра», «Где фигура», «Волшебная 8» В.В. Воскобовича и др..
Часто на занятиях по математике предшествовала предварительная работа по чтению худ. литературы и обсуждению прочитанного. А само занятие является разыгрывание истории, сказка с продолжением. Где проводилась предварительная работа, чтение сказок с последующим вспоминанием сказки с помощью иллюстрации и задаванием вопроса по ней. При этом используя на занятиях сказочных персонажей, дети вели себя раскрепощённо, заинтересованно.
Изучая порядковый счет, вспоминаем сказки: «Репка», «Теремок» и др. сказки. С помощью пальчикового театра разыгрываем сказку по ролям, одновременно считая и четко произнося имена сказочных героев. Используя пересказ отрывков произведений на занятиях ФЭМП, явилось хорошим способом овладения связной и диалоговой речи.
Так же предварительной работой к занятиям по ФЭМП нередко служила сюжетно — ролевая игра. Умение обобщать предметы по общему признаку было организованно по многим темам. Во время таких игр можно сообщать не только новые слова, но и повторить и закрепить ранее изученные слова; так же подвести к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Огромный интерес у детей вызывало «путешествие». Во время таких путешествий: на поезде, автобусе, построенном из стульев; у детей формировались не только навыки количественного и порядкового счета, но ребята представляли, что они могли увидеть в окно слева и справа. Таким образом, у детей формировалось представление об ориентации в пространстве и при этом каждый ребенок имел возможность по фантазировать и выразить свои мысли в слух.
На занятиях по ФЭМП имеет огромное значение использование раздаточного материала. Исследуя различные математические объекты, изображенные на карточках, дети учились находить логические закономерности, выражать умозаключения с помощью речи. Например: «Математическое лото», игры В. В. Воскобовича, палочки Кюизенера и т. д.. Во время таких игр ребёнок раскрепощается и легко идёт на контакт с воспитателем или со сверстниками. Так же можно проделать то или иное действие в игре и ребёнок в конце игры рассуждает самостоятельно, делает собственные умозаключения, выводы и выражает их в речи. При этом подобрав актуальный по теме раздаточный материал и который пересекается с лексической темой, ребёнок меньше волнуется, но при этом будет выполняет задания сам. Всегда что то новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Таким образом, развитие речи у ребёнка непосредственно связано с игрой. В игре моделируются такие логические и математические конструкции, решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольника мышления и связной, диалоговой речи. У ребенка развивается стремление помочь другому ребёнку, радоваться его успеху. Открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности, формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности. Чем больше ребёнок играет, тем больше он говорит слов.
|