Кашина Ольга Анатольевна Воспитатель высшей квалификационной категории г.Челябинск МАДОУ ДС № 476
С момента рождения ребенок познает незнакомый для него окружающий мир. Каждый новый предмет, явление или человек начинают выделяться на окружающем фоне, если они при взаимодействии с ним вызывают эмоциональные переживания – удовольствия или неудовольствия.
Окружающий мир представляет для ребенка неведомое мироздание, в котором ему предстоит жить, и он открывает этот мир для себя, как ученый открывает законы мироздания. Ученый использует для этого специальные приборы и методы получения и переработки информации, а ребенок на первых этапах пользуется только органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, — которые доставляют ему первичную информацию о мире. Внимание пробуждается на яркие ощущения, на движущиеся предметы. Образ отдельных предметов выделяется из общего фона постепенно, по мере взаимодействия с этими предметами, тоже относится к таким параметрам пространства, как глубина, объемность предметов и другие явления окружающего мира. Психологи достаточно подробно изучили закономерности развития познавательных процессов у ребенка и обнаружили, что их механизмы и свойства, закономерности развития отличаются от животных, так как в ходе развития дети осваивают приемы, выработанные человечеством, которые существенно изменяют их природу.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня — творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Чтобы продвигаться вперед, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.
Актуальность проблемы исследования.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии. Исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. Поэтому педагог создает условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности. Актуальность данного исследования видится в том, что на сегодняшний день тема проекта очень актуальна. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Детям дошкольного возраста свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, лизнуть языком, понюхать, постучать им и т. п. В этом возрасте, дети начинают задумываться о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличии объектов окружающей действительности по цвету и другим параметрам. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Психологическая и педагогическая науки начиная с XIX века уделяли особое внимание изучению познавательных процессов. В последние десятилетия накоплен большой багаж научных и практических знаний по диагностики и развитию этих процессов. Исследования показали, что наиболее значимый период для их развития – дошкольный (с рождения до 7 лет), — а с 4-х до 7-ми пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов, которая позволяет обучать ребенка, ускоряет процесс развития и формирования познавательных способностей. Ведущую роль в этом процессе выполняют взрослые, участвующие в воспитании ребенка, особенно родители, чей авторитет для дошкольника является определяющим.
В последнее время требования школы к уровню развития дошкольника значительно возросли – возникла необходимость целенаправленного развития ребенка для успешного обучения в школе. Сформировалась целая система ускоренного интеллектуального развития ребенка, включая развивающие занятия в детском саду, специальные развивающие центры, прикладную литературу и развивающие игры, диагностические методы для определения уровня интеллектуального развития дошкольника.
Стихийное формирование познавательной деятельности ребенка без учета закономерностей их развития может нанести существенный вред психическому развитию, так как все познавательные процессы взаимосвязаны, прежде всего, развиваются в комплексе как познавательные способности. Каждый познавательный процесс имеет свое место в процессе получения и переработки информации, а также свой период, для развития отдельных его компонентов. Познавательная деятельность ребенка может развиваться в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего, игровой, затем учебной, художественной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, чтение детской литературы), спортивной и трудовой. Но специально организованные развивающие занятия с помощью дидактических и ролевых игр оказывают существенно влияние на развитие познавательных процессов. Участи взрослого в развитие познавательных способностей ребенка позволяет обучать ребенка познавательным приемам, влияет на формирование познавательных интересов, усиливает положительные эмоциональные переживания. Активное позитивное отношение взрослого к успехам ребенка в познавательной деятельности обеспечит ребенку положительную самооценку, которая влияет на развитие личности.
Ученые считают, что развиваются способности на основе врожденных «задатков», которые проявляются в процессе обучения, обогащаясь приемами, необходимыми для выполнения деятельности: они встраиваются в психологические механизмы, изменяя их структуру. Способности, участвующие в профессиональной деятельности, называют специальными, а познавательные, или интеллектуальные, способности называют общими, так как они участвуют в любой деятельности и обеспечивают ее освоение.
Нам известно из научных исследований и личного опыта, что способности человека к различным видам деятельности индивидуальны. Уровень их развития и скорость освоения отличаются у отдельных людей. Эта закономерность проявляется и в познавательных способностях. Практический опыт показывает, что исходные предпосылки для развития способностей являются врожденными, но можно стимулировать развитие некоторых из них с помощью специальных методов и условий обучения.
По выражению выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского, обучение и воспитание идет впереди развития и ведет его за собой, поэтому…
Воспитатель должен уметь управлять ходом психического развития. Для этого ему необходимо понимать психологические механизмы протекания познавательных процессов и создавать оптимальные условия для их проявления и развития.
Познавательные процессы взаимно влияют друг на друга – и в процессе функционирования, и в развитии. Ощущение, восприятие и внимание обеспечивают получение первичной информации из внешнего мира, мышление, воображение и память – перерабатывают ее, а речь переводит эту информацию на уровень второй сигнальной системы, что позволяет ребенку осваивать опыт человечества и общаться. Согласованная работа познавательных процессов влияет на объективное отражение ребенком окружающего мира, на развитие его личности и обеспечивает адекватное приспособление к нему. Психологические знания о познавательных процессах занимают особое место в профессиональной подготовке педагогов и психологов, они также важны для родителей, озабоченных развитием своего ребенка.
|