2019 год в соответствии с указом президента РФ Владимира Владимировича Путина объявлен годом театра в России. 13 декабря 2018 года состоялось его официальное открытие. В связи с темой года я задумалась, как можно отразить это событие в своей профессиональной деятельности логопеда в ДОУ.
Решением этого вопроса стало проведение семинара-практикума для педагогов нашего детского сада на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность». Цель семинара: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей в разных видах игровой деятельности, в том числе и театрализованной.
Детский сад — это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу личностной культуры. В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. Это связывают с ухудшением здоровья детей и другими причинами. В связи с этим повышается актуальность этого вопроса
Речь — основная линия развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает существенное значение в познании окружающего мира. Хорошая речь — гарантия успешного обучения детей в будущем.
Начался наш семинар c коммуникативной игры «Найди похожих».
Цель: снятие напряжения, создание непринужденной обстановки, сплочение коллектива. Ход игры: ведущий говорит фразы утверждения, к кому они подходят, те выходят в круг. Например: «Кто вовремя сдает всю документацию? Кто пришел в юбке? Кто участвует в профессиональных конкурсах?» и другие. Затем я рассказала о методах и приемах развития речи. В продолжение провела разминку и педагоги ответили на вопрос: какие методы развития речи Вы знаете? Ответ: словесные, наглядные, практические.
В процессе семинара я обратила внимание воспитателей на формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности: дидактическая игра, игры на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность. Акцент сделала на театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит дошкольников с окружающим миром через образы, краски, звуки, развивается речь, появляется возможность самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе.
Виды театра для групп раннего и младшего возраста
Пальчиковый театр. Театр кукол на столе: куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д. Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения. Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами. Знакомство с людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с ними. Уже в этом возрасте можно использовать мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ( «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.
Виды театра для группы среднего возраста
Расширяется театрально-игровой опыт детей, который осуществляется за счет освоения игры-драматизации. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный, конусный, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступны детям и верховые куклы (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и другие. Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка», «Бычок — смоляной бочок», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди» и т. д.
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда импровизируют на основе знакомых потешек, сопровождают свою речь несложными действиями ( «Жили у бабуси», С. Михалков «Котята», Л. 3убкова «Мы делили апельсин»).
Виды театра для группы старшего возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Дошкольнику постарше наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием, становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и прочее. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки, басни о животных, произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Виды театра для подготовительной группы
В подготовительной группе ещё более усложняется игровой материал. В театрализованные представления входят: постановка театральных спектаклей, музыкальных и ритмических пьес. Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, игры-инсценировки: «Скворец и воробей», «Котята-поварята».
Своим опытом работы поделилась воспитатель группы раннего возраста – Светлана Вячеславовна Васина. Она показала драматизацию известной народной сказки «Курочка Ряба», рассказала об особенностях показа детям раннего возраста.
Воспитатели групп младшего возраста драматизировали при помощи настольного деревянного театра сказку «Репка».
Воспитатели старших и подготовительных групп примерили на себя образ детей. Они распределили роли: воспитателем была Татьяна Олеговна, остальные воспитатели выступали в роли детей. Драматизировали русскую народную сказку — «Теремок» с использованием масочного театра.
Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). У дошкольников улучшается диалогическая речь, грамматический строй, пополняется словарь.
Таким образом, театрализованная деятельность является продуктивным средством в речевом развитии дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.
Драматизация сказки «Теремок»
|