Викулова Оксана Николаевна. Песочная игротерапия в работе с дошкольниками.

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками.

Материал подготовила педагог-психолог: Викулова Оксана Николаевна.

Работая в МДОУ я всегда задумывалась над тем, как можно дошкольникам помочь быстрее справиться с плохим настроением, грустью. Дети очень любят возиться в песочнице. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в сказке всё заканчивается хорошо.

 

Скачать конспект

Песок обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые "уходят сквозь песок", помогает рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребёнка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание — погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.

Я с огромным удовольствием использую в своей педагогической деятельности такую технологию, как песочная терапия. Так как с помощью простых приёмов и обычных материалов можно решить многие проблемы детей. Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают определённые трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдаются агрессия, конфликты со сверстниками, капризы, упрямство. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных приёмов и средств педагогического воздействия. На помощь приходит песок.

Песочную терапию использую в работе с детьми, родителями и педагогами.

В нашем МДОУ "Детский сад №12" г.п. Будогощь Киришского района песочная терапия успешно используется в случаях:

  • Трудности в общении.
  • Взаимоотношения детей и родителей.
  • Кризисные ситуации (развод, переезд).
  • Психологические травмы.
  • Расстройства настроения.
  • Страхи. Тревожность.
  • Проблемы поведения (агрессия).

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе, позволяет педагогам раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игры на песке с фигурками особенно плодотворны в работе с детьми, которые затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.

Формы и варианты песочной терапии, используемые мною в работе в МДОУ.

1. Игровые методы.

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяю для самых маленьких. Серия игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой "Игры в сказкотерапии", направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познать внешний и свой внутренний мир.

  • "Чувствительные ладошки". Горячее-холодное, мягкое-твёрдое, сухое-мокрое.
  • "Отпечатки наших рук". Малышам очень нравиться на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. Интересно закапывать в песок свои ручки и ножки.
  • Игра "Секретик", "Что спрятано в песке?"
  • Рисунки на песке. С помощью палочки можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребёнка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Ребёнок получает первый опыт рефлексии — учится понимать себя и других.

2. Диагностика (индивидуальная и групповая)

В индивидуальной форме можно диагностировать:

  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)
  • Уровень агрессии
  • Конфликты с близкими. (противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора.
  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)
  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)
  • Анализ расположения фигурок в песочнице и их значение

В групповой форме работе с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Стиль поведения каждого участника группы

3. Метод психокоррекционного воздействия

При наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

Прекрасно мне помогает песочная терапия в работе с логопедическими группами. Дошкольники с ОНР. В свою рабочую программу работы с детьми логопедических групп " Я чувствую и понимаю" я включила целый блок, посвящённый песочной терапии. Опираясь на работы О.Б. Сапожниковой, Т.А. Петрина "Педагогическая песочница для развития речи детей", И.Н. Чернышовой, О.Н. Каушкаль "Сказка в песочнице".

Дети у которых есть проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отражённые на песке. Обожают лепить разные буквы, слова. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности. Дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они "нарисовали" на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причём, это им действительно интересно.

Особенно нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и её провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослым. На песке каждая выбранная фигура воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает о чём они говорят и что делают; иногда приглашают меня присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.

Важно отметить, что занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно-двигательной координации. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.

5. Психопрофилактика.

Психопрофилактика проводиться с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство"заземлять" негативную психическую энергию- песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический аспект проявляется в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребёнком, я ему передаю собственный жизненный опыт. Родителей побуждаю взаимодействовать в песочнице с ребёнком, опираясь на свой жизненный опыт.

6. Психологическое консультирование детей и взрослых

В качестве оказания первичной психологической помощи. При работе с детьми я приглашаю на занятие родителей, и они играют вместе. Совместная игра способствует лучшему взаимопониманию и приобретению нового опыта.

При работе с педагогами использую данный метод. И при групповых занятиях и при индивидуальных. Очень положительно и с благодарностью педагоги и воспитатели отзываются о занятиях с песком. Ждут новых встреч. Некоторые педагоги приходят индивидуально "заземлить" отрицательные эмоции, накопившиеся за день.

Таким образом, основной целью песочной терапии считаю: повышение осознания ребёнком и взрослым своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всесторонне гармоничное развитие личности, эмоциональный комфорт.

Планирую в дальнейшем активно использовать данный метод и совершенствовать свои навыки и знания в данной области.

О хорошем качестве использования песочной терапии свидетельствует положительная динамика развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, речевого развития, снижения уровня тревожности и агрессивности. Улучшения взаимоотношений в коллективе сверстников. Снижения психоэмоционального напряжения у педагогов. Улучшению взаимоотношений в семье.

Анализ эффективности песочной терапии за 2018-2019 учебный год.

  • Мелкая моторика
  • Тревожность
  • Социометрия
  • Речевое мышление
  • Агрессивность
Просмотров: 490
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Ключникова Ольга Васильевна. Как отучить ребёнка от вредных привычек инновационными средствами песочной терапии (кинетический песок)
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Мартынова Анна Михайловна. Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Птушкина Галина Анатольевна. Песочная терапия в условиях ДОУ в работе с детьми с ЗПР
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Чичерина Елена Александровна. Песочная психотерапия «Фантазии на песке»
  • Гроза Оксана Ивановна. «Коррекция эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии»
  • Максимова Ирина Викторовна. ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Яковлева Галина Михайловна. Сказкотерапия с элементами песочной терапии в коррекционно-логопедических занятиях
  • Чурилова Елена Александровна. «Можно ли активизировать развитие ребёнка с помощью игр с камушками Марблс?»
  • Неклюдова Галина. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
  • Екатерина Комиссарова. Песочная терапия как универсальный метод психологической помощи
  • Морозова Татьяна Алексеевна. Развитие мелкой моторики как средство гармоничного развития ребёнка.
  • Оксана Владимировна Самарцева. «Песочная терапия» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей
  • Погосьян Марина Васильевна. Консультации для воспитателей 'Песочная терапия в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста'
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Арутюнян А. В.. Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну знаний» с элементами песочной терапии
  • Размыслова Татьяна Валерьевна, Рыкова Марина Владимировна. Развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве с помощью игровой пуговичной терапии. Презентация «Волшебные пуговицы»
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Цобехия Анна Юрьевна. Коррекция эмоционально-личностных нарушений у детей с ОНР с использованием песочной терапии, элементов арттерапии и коррекционных упражнений.
  • Елена Веремеенко. Программа по песочной терапии 'Волшебная песочница'
  • Вешнякова Эльвира Вадимовна. Нарушение зрения у ребёнка: терапия с помощью набора психолога «Приоритет»
  • Язовских Алёна Валерьевна. «Су-джок терапия как метод развития мелкой моторики»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь