Солодкина М.А., старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №211 "Страна Чудес"
Актуальность — На сегодняшний день взаимодействие ДОУ с родительской общественностью является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников.
Цель:
- создание условий для вовлечения родительской общественности в образовательное и социальное пространство дошкольного учреждения.
Задачи:
- Повышение активности родительской общественности и ее психолого-педагогической культуры.
- Формирование у родителей установки на сотрудничество родительских и детских инициатив.
- Объединение интересов воспитанников, родителей и педагогов.
Проект «Открытое пространство» – это образовательное, культурно-досуговое, прикладное и творческо-ориентированное место, объединяющее в себе всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения, для работы, сотворчества, сотрудничества, обучения и досуга. «Открытое пространство» может стать одной из основных форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, так как совместная партнерская работа педагогов и родителей является основой в воспитании ребенка и раскрытии его потенциальных возможностей.
скачать конспект
Внедряя проект, дошкольное образовательное учреждение, организует «Открытое пространство» в рамках выходного дня, где посетителями могут стать семьи воспитанников совместно с детьми.
На подготовительном этапе, в начале учебного года педагогическим коллективом ДОУ, совместно с активной родительской общественностью, составляется годовой тематический план работы проекта «Открытое пространство». Разрабатываются мероприятия различные по содержанию, тематике и видам деятельности, они могут организовываться как непосредственно в ДОУ, так и планироваться за его пределами. В «Открытом пространстве» могут быть заявлены мастер-классы, консультации, открытые показы, концерты, семейные встречи, различные игротеки, просмотры кинороликов, выставки, спортивные досуги. Предварительно во всех возрастных группах размещаются пригласительные объявления, регламентирующие работу содержание и специфику секций проекта.
Данный проект имеет разные формы и направления работы. Одно из таких направлений – образовательное. На проектной площадке предполагается цикл консультативных лекций для повышения родительской компетентности в вопросах воспитания и образования ребенка. Для проведения таких консультативных встреч приглашаются специалисты разного уровня.
Реализация проекта «Открытое пространство» предполагает вовлечение родительской общественности в образовательное и социальное пространство ДОУ. Благодаря использованию такой формы работы, как «Открытое пространство», создается единый союз детей, родителей и педагогов, который основывается на сотрудничестве, педагогической поддержке, доверии и искренности.
Деятельность в рамках проекта
Проект «Открытое пространство» может быть реализован на базе дошкольного учреждения, общее руководство осуществляется заведующим, старшим воспитателем, педагогом-психологом. Срок реализации в течении учебного года, мероприятия проводятся один раз в месяц.
Подготовительный этап.
- Разработка и утверждение положения проекта «Открытое пространство».
- Анкетирование родительской общественности.
- Создание творческой группы активных педагогов и родителей для работы в секциях.
- Составление тематического плана проекта «Открытое пространство», определение направлений работы площадок, секций.
Каждое организуемое мероприятие открытого пространства имеет свою тему объединяющую работу секций, строящуюся на интересах детей и взрослых.
Исходя из интересов, запросов детей и родителей и возможностей ДОУ рекомендуются создать следующих секций:
- Секция «Конференц зал» — где, под руководством педагогов-психологов и приглашенных специалистов проводятся консультации, тренинги, круглые столы, дискуссионные площадки.
- Секция «Творческая мастерская» — организуется в форме мастер-класса, руководителями могут являться, как педагоги, так и представители родительской общественности. Секция направлена на развитие рукотворного мастерства, развития художественного вкуса, сотворчества детей и взрослых. Предусмотрена возможность различных видов рисования, лепки, шитья, валяния шерсти, работы с бумагой, бросовым материалом и др. Результаты деятельности представляются на выставках.
- Секция «Музыкальная шкатулка» — приглашает для совместного пения под фортепьяно, разучивания песенного репертуара, знакомства с историей народного фольклора, и других музыкальных направлений. Создаются семейные ансамбли. Также проходят занятия по драматизации сказок, создается возможность драматического проигрывания реальных жизненных этюдов, переживаний.
- Секция «Игротека» — предлагаются настольные игры: «Домино» «Лото», «Шашки», «Шахматы», «Кубики», различные головоломки, где родители имеют возможность помочь своему ребёнку в развитии внимания, усидчивости, наблюдательности, сообразительности, логического мышления. Также могут проходить различные подвижные игры и эстафеты.
- Секция «211 идей» — в данной секции предполагается работа по развитию территории детства (разрабатываются идеи благоустройства развивающей предметно пространственной среды детского сада)
- Секция «Вместе с папой» — организуется для взаимодействия папы со своим ребенком, где отцы могут поделиться своими знаниями и умениями в различных областях, таких как, работа с деревом, конструирование, робототехника и др. Руководителями этой секции выступают инициативные папы дошкольного учреждения.
Основной этап.
- Осуществление перспективного плана проекта «Открытое пространство».
- Сбор промежуточной информации, для определения родительских запросов. (Обратная связь «Хочу сказать») Корректировка плана.
Заключительный этап.
- Сбор итоговой информации демонстрирующей эффективность проводимой работы (Анкетирование родителей).
- Подведение итогов проекта на итоговом педсовете.
- Перспективное планирование на следующий год.
- Презентация работы проекта «Открытое пространство» на родительских собраниях в каждой возрастной группе, в конце учебного года.
План мероприятий по реализации проекта «Открытое пространство»
План работы по проекту
№
|
Название мероприятия и содержание работы
|
сроки
|
ответственные
|
Подготовительный этап работы
|
1.
|
Разработка и утверждение положения проекта
- рассмотрение проекта на заседании педагогического совета, внесение поправок, официальное утверждение
|
|
Заведующий,
Ст.воспитатели
|
2.
|
Анкетирование родителей
|
сентябрь
|
Ст. воспитатели, педагоги
|
3.
|
Создание творческой группы
|
4.
|
Составление тематического плана
- определение актуальных тем проводимых встреч и содержание работы секций;
- подборка методического сопровождения мероприятий
|
Основной этап работы
|
1.
|
Размещение пригласительных объявлений для родителей, регламентирующих работу данного мероприятия
|
в течении года октябрь
-апрель
|
Педагоги возрастных групп
|
2.
|
Проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом
|
в течении года октябрь
-апрель
|
Ст.воспитатели, творческая
группа педагогов и специалистов реализующая работу секций
|
Заключительный этап работы
|
1.
|
Анкетирование родителей
|
май
|
Ст.воспитатель, педагоги
|
2.
|
Подведение итогов проекта на итоговом педсовете
|
3.
|
Перспективное планирование на следующий учебный год
|
4.
|
Презентация работы проекта на родительских собраниях в возрастных группах
|
Педагоги возрастных групп
|
Оценка результатов реализации проекта
Реализация проекта будет способствовать:
- повышению активности участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- повышению уровня родительской компетентности в вопросах образования и воспитания ребенка;
- развитию партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, созданию атмосферы сотрудничества детского сада и семьи;
- расширению сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;
- приобретение важно значимых умений у всех участников образовательного процесса и повышению качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.
Критерии оценки результатов:
№
|
Критерий
|
Показатель
|
1.
|
Повышение активности участия семей в проходящих встречах
|
степень активности родителей не менее 70%
|
2.
|
Рост заинтересованных родителей в работе ДОУ
|
вовлеченность и участие родителей в других сферах жизни ДОУ
|
3.
|
Динамика удовлетворенности родителей воспитательно-образовательным процессом.
|
наличие положительных отзывов
|
Проект « Открытое пространство» оценивается, прежде всего, по результатам количества вовлеченных родителей и по показателю динамики удовлетворенности родителей воспитательно-образовательным процессом.
Распространение результатов проекта
Проект «Открытое пространство» является разработческим, может быть реализован в любом дошкольном образовательном учреждении. Данный проект мог бы стать самостоятельной площадкой, на родительских фестивалях. Также запуск данного проекта, предполагает работу направленную на внутреннею оценку качества дошкольного учреждения.
В перспективе реализации проекта, для повышения семенных ценностей и сохранения духовно-нравственных традиций семейного воспитания, рекомендуется привлечь в проект «Открытое пространство» специалистов культуры и искусства.
Устойчивость проекта
Трудности и риски, которые могут возникнуть в реализации проекта:
- отсутствие мотивированной целевой группы для участия в проекте, корректировка: реализация проекта идейно-вдохновленными специалистами.
- нескоординированность работы команды специалистов, корректировка: чёткое распределение обязанностей всех участников рабочей команды.
- недостаточная информированность родительской общественности, корректировка: продуманная организация информационного пространства для привлечения целевой аудитории.
-отсутствие обратной связи участников проекта, корректировка: разработка удобного инструментария для получения обратной связи.
Список литературы
1.Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования, 2006
2. Давыдова О.И. Майер А.А. Работа с родителями в детском саду,
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, 2009
4. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике, 2010
|