Подготовила: воспитатель МБДОУ №9 Республика Татарстан, г. Нижнекамск.
Жизнь во всем многообразии не постоянна, она динамична, требует от человека не шаблонных решений, а творческого потенциала, быстрой ориентировки, многообразии решений. Большие трудности, встречающиеся дошкольнику, на пути решения задачи приносят и большую радость- радость открытия, преодоления преград, радость творчества.
Есть пословица: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай — попробовать и я пойму». Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. Организованная опытно-экспериментальная деятельность ребенка охватывает все стороны жизни ребенка, пробуждает в нем внутренние творческие силы, пытливость ума, любознательность, инициативность, организаторские способности. Вот на этом и основано активное внедрение детской экспериментально-опытной деятельности в практику работы с детьми подготовительного возраста в нашем ДОУ.
Скачать конспект
Посредством проведения опытно-экспериментальной деятельности создаются условия для:
- создания целостного «мировидения» ребенка
- развития наблюдательности, сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей объектов и явлений окружающего мира
- развитие слуховой и зрительной чувствительности, внимания
- создание условий для практической и умственной деятельности.
Так в нашей группе непосредственно во время занятий и в свободное время от них мы организовывали опытно-экспериментальную деятельность, знакомя детям с веществами, их свойствами, качествами, а потом перешли к их «волшебному» взаимодействию друг с другом.
- Опыт «Волшебные узоры»
- Опыт «Водолаз»
- Опыт «Извержение вулкана»
Сбор информации.
Перед тем как приступить к сбору информации, мы с детьми обсудили методы исследования — «Как я могу узнать?» Как ребенку можно «добыть» информацию: спросить у взрослого, посмотреть в интернете, прочесть книгу, посмотреть познавательную передачу. Таким образом мы с детьми собрали информацию о вулканах- рассмотрели иллюстрации вулкана, природу его проявления, механизм действия, просмотрели познавательные фильмы, побеседовали о видах вулканов, легендах, связанных с ним, дальше мы приступили к созданию макета.
Создание макета.
Как мы будем создавать макет? — задавала я вопросы детям. Какие материалы нам необходимы для создания макета? Какую взять основу, на которой будет стоять вулкан? И дети с удовольствием предлагали свои различные варианты, обдумав все свойства и качества материалов, мы пришли к решению, что нам необходим — прочный картон-основа, мятая бумага для имитации конусообразного вулкана, бумага и картон темного цвета, красные рваные полоски для имитации лавины. Какие сопутствующие детали нам необходимо добавить? (камни, растительность, почва, озеро).
Как сделать жерло вулкана, из которого льется лавина? (крышечка яйца от киндер-сюрприза, в которую мы будем наливать смесь).
Также дети не забывали собранные сведения о вулканах регистрировать при помощи своих рисунков и пиктограмм в папке наблюдений.
Непосредственно опытная деятельность «Извержение вулкана».
Нами были подготовлены необходимые компоненты для наблюдения извержения вулкана:
Все эти вещества ребята поочередно добавляли в «жерло» вулкана, и когда дело доходило до последней составляющей смеси, дети замирали с ожиданием, так как именно в этот момент вещества взаимодействовали и дополняли дру г- друга, чтобы продемонстрировать детям извержение лавы.
Таким образом, можно сказать, что применение опытно-экспериментальной деятельности в ежедневном взаимодействии с детьми вносит существенный вклад во всесторонне развитие ребенка, развивает не только его интеллектуально и творчески, но и развивает такие необходимые для личной социализации качества -как инициативность, любознательность, развивается умение работать в коллективе, умение делиться и отстаивать свою точку зрения.
|