Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возрастаВ современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.
Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Развивающий потенциал досуговой деятельности менее исследован.
Требования ФГТ позволяют построить практику работы образования дошкольников в духе современного общества, переориентировать педагогический процесс на необходимость пересмотра содержания работы, осуществить поиск новых путей эффективных условий всестороннего развития ребенка.
Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников.
Цель - Формирование творческого потенциала дошкольников посредством включения в досуговую деятельность
Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. В дошкольном образовательном учреждении она имеет следующие виды:
 развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т.д.);
 праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;
 музыкально-образовательная деятельность — познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов и театра;
 отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.
 творчество – деятельность детей в кружках и студиях при дошкольном учреждении, которая предполагает создание ребенком субъективно нового продукта в процессе творческой деятельности: придумывание сценической ситуации, мелодий песен, танцевальных движений, элементов костюмов персонажей сказок и т.д.
Для развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:
• развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;
• сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.

Раскрытие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности требует гибкой тактики руководства, где позиция педагога постепенно меняется:
• педагог-носитель знаний и умений организации продуктивных видов досуга;
• педагог-координатор досуговых замыслов и взаимодействий;
• педагог-партнер сотворчества, содеятельности в досуге,
• педагог - демонстратор образцов креативного поведения в деятельности.

В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности. Это принципы:
 детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;
 интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов досуговой деятельности;
 увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;
 дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;
 сотрудничества «педагог – ребенок» - сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;
 системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний, т.е. повторения и учения.
 гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;
 природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности;
Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.
Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.
В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции:
• Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция;
• Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая;
• Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную;
• Досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция;
• Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция;
• Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности. Рекреационная функция — восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени;
• Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Гедонистическая функция - получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить.
Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.
Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческого потенциала старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
- поэтапная педагогическая технология сотворчества взрослого и ребенка как субъектов деятельности, основанная на принципах создания творческой атмосферы, демонстрации взрослым образца креативного поведения, занимательности;
- психолого-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, склонностями и половозрастными интересами;
- модульная организация развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности.
Ребёнок воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Ребёнка нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.
• Методы игры и игрового тренинга.
Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка, показывает уровень развития организаторских способностей детей, выявляет их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
• Методы театрализации. Метод театрализации реализуется через костюмирование, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы.
• Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Детей необходимо учить состязаться. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
• Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем.
• Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом для детей условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность.
• Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом.
Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком.
Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.
При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.
В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.
Во время совместных мероприятий в нашем детском саду родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника.
Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком.
• эскизы костюмов для детей;
• консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику;
• участие в оформлении к празднику групповых комнат, музыкального зала;
• участие в играх, аттракционах, отгадывание загадок.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества музыкального руководителя и родителей, суть которых в расширении педагогических знаний родителей, чтобы сотрудничество шло параллельно, взаимосвязано и взаимодополняя друг друга
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся: утренники, развлечения, вечера - досуги, родительские собрания, открытые музыкальные занятия;
К индивидуальным - тематические консультации, педагогические беседы;
К информационно-наглядным формам относятся: папки-передвижки, музыкальные уголки, информационные стенды.
Задача педагогов детского дошкольного учреждения - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
В процессе проводимой работы по досуговой деятельности, дети :
• научились перевоплощаться в образы сказочных героев;
• приобрели чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослому;
• приобщились к художественной культуре, эстетико – эмоциональному творчеству;
• с желанием принимают участие в праздничных выступлениях;
• стремятся участвовать в творческой деятельности, познавать новое;
• научились самовыражаться в творчестве;
• находить новые решения в процессе деятельности.
Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

Просмотров: 808
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шек Ирина Юрьевна. Сотрудничество родителей и педагогов детского сада в совместной досуговой деятельности
  • Андриянова Ольга Владимировна,Кузнецова Лариса Александровна. Конспект организации совместной досуговой деятельности детей и родителей на тему: «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Чакубаш Нина Геннадьевна. Организация досуговой деятельности в условиях создания новых форм дошкольного образования
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Цветкова Ирина Владимировна. Использование нетрадиционных форм проведения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Стрельцова О.В.. Конспект по организации культурно-досуговой деятельности «Знакомство с ёлочной игрушкой».
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Кирьян Лидия Борисовна. Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Могилюк Наталья Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на тему: «Космос — это весело!»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности музыкального руководителя с детьми младшего дошкольного возраста - «Маму поздравляют малыши»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Гусарова Елена Дмитриевна. Конспект интегрированной культурно - досуговой деятельности (театрализованного развлечения) с детьми младшего дошкольного возраста - «Сказочное путешествие»
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Пономарёв Евгений Николаевич. «Способы и методы активизации высшей нервной деятельности умственно-отсталых детей («Особых детей») в процессе обучения на занятиях в ДДИ»
  • Диля Индусовна Миндиярова. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Дружить - это здорово!»
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Макарова Татьяна Сергеевна. Сценарий совместной досуговой деятельности с воспитанниками и родителями воспитанников «КАРГОПОЛЬСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь