Подготовительная группа
Цели: обобщать и систематизировать знания детей о зиме;
- обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами
- учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных
- развивать память детей, воображение, мышление
- развивать умение видеть красоту зимы
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: игровой персонаж-щенок Буся, картинки с изображением диких животных, кормушка, карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, фотографии и иллюстрации зимнего леса, смоделированная тропинка со следами птиц и диких животных, книжка с «окошками» «Буся наследил» В.Борисов.
Предварительная работа: наблюдение за птицами.
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лесной календарь», В.Бианки «Кто к кормушке прилетел»
Ход деятельности
Воспитатель: «Всю ночь за дверью свистел ветер, к утру ветер затих. Хозяин распахнул дверь и сказал весело: «Смотри, Буся, зима пришла». «Кто это Зима, зачем пришла,» — подумал щенок Буся. Он видел зиму впервые…»
-Дети, а как бы вы описали зиму? Назовите признаки зимы.
«Мокро зимой и холодно,» -решил Буся. А как же звери в лесу…На белом снегу еды не найдешь, не согреешься».
Решил Буся в лес бежать, посмотреть. Давайте представим, что мы с Бусей тоже в лес отправимся.
Разделимся на две команды. Наденем теплые шапки, шарфы, варежки. (Дети выполняют эти действия) Одна команда берет лыжи, у другая- санки.
-Кто вы? (Лыжники и саночники)
В завершении прогулки поговорим о том, что вы узнали и запомнили, побывав в лесу.
В лес принято ходить за чем-то. За чем ходят в лес? А можно ходить за загадками. Загадки в лесу повсюду: над головой, под ногами, по сторонам. Представим, что мы пришли в смешанный лес.
-Какие деревья растут здесь? Как зима изменила деревья?
Кто пойдет зимою в лес, тот увидит сто чудес.
Там деревья в снежных шапках, клён в папахе, дуб в ушанке,
А маленькие ели беретики надели.
На деревьях нету листьев, тихий, строгий лес стоит,
Да блестят на елке зеленые иголки.
У неё и у сосны зелень будет до весны.
От невидимых огней ёлка вся искрится,
В небе кружится над ней яркая синица. (Л. Завальнюк)
-Кто ответит: Почему синица так называется?
- Почему не улетела в жаркие края?
- Зачем люди зимой подкармливают птиц? А вы подкармливаете? Что едят синички?
(В холодное время года синицы едят семена подсолнуха, тыквенные, арбузные семечки. Семечки с жесткой кожурой надо подавить, иначе трудно расклевать. С большим удовольствием обирают кусочки мяса с костей, любит несолёное сало. От соленого может погибнуть.)
- Из чего можно сделать самую простую кормушку?
- Как называются домики для синичек? (Синичники)
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением перелетных и зимующих птиц. Зимующие должны подлететь к зимней столовой (кормушке), а перелетные улететь в противоположную от зимующих птиц сторону.
Идем дальше по лесу. Как много снега в лесу!
Физкультминутка.
А давайте дом построим из сугроба!
А какой вышины?
Вот такой вышины. (Дети тянутся вверх)
Белый коврик у порога. (Дети делают наклон)
А какой ширины?
Вот такой ширины. (Дети разводят руки в стороны)
Мы по лестнице шагаем, тихо ноги опускаем.
Топ-топ-топ. (Дети шагают в замедленном темпе)
- Мальчики и девочки, скажите, пожалуйста, почему в лесу нужно вести себя тихо?
Игра «Чей след?»
Детям предлагается тихо пройти по тропинке, на которой изображено много разных следов, и правильно назвать
След зайца- заячий, след лисы- лисий, след волка- волчий, след кабана – кабаний, след лося- лосиный, след птицы- птичий, след от санок- санный, след от лыж – лыжный, след белки- беличий.
-Дети, подберите слова –определения к слову «белка» (Попрыгунья, хлопотливая, хозяйственная, запасливая, маленькая, серая, веселая, пушистая)
Мы не всех увидели в лесу…Но могли, прислушавшись, услышать, как сопит?
А наш щенок Буся мог унюхать.
- У каких зверей зимняя спячка? (Барсук, медведь, ёж, лесная мышь)
-Как называются их домики?
Воспитатель с детьми последовательно говорят о животных.
Барсук проводит зиму в глубокой норе. Нора со многими ответвлениями. Натаскает осенью травы, заткнёт вход изнутри и спит. Спит не крепко. Во время оттепелей выходит наружу.
Бурая медведица ложится в берлогу с прошлогодними медвежатами (пестунами). Они потом помогают ей следить за малышами, которые появляются в лютую стужу, в январе-феврале. Их обычно два. Медведица спит чутко. Во сне слизывает старую подошву- у нее меняется кожа на лапах.
Ёж спит в гнёздышке из сухих листьев и травы. В сильные морозы просыпается, чтобы разогреться. Так он теряет запасы жира.
Лесная мышь спячку проводит в норке.
Побывали мы с вами и Бусей в лесу. Замечательно здесь!
- А зима какого цвета? Какие краски мы увидели в лесу?
Ты ответить можешь смело,
Что зима приходит в белом
И деревья, и дома красит в белое она…
- .. Но внимательно смотри: в ярко –красном снегири.
Сколько красок разных встретишь ты в заснеженном лесу!
Белку серую заметишь или рыжую лису.
В сером липа, тополь, клены, а сосна стоит в зеленом,
И зелёные иголки у её подружки ёлки.
Вышло солнце из-за туч, протянуло желтый луч.
Так что точно знаем мы: много красок у зимы.
Итог. Что услышали, что запомнили, что узнали нового?
-
|