Организованно образовательная область Программное содержание: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и обитателям леса. Обогащать словарь детей по теме лес, учитывая их возраст. Расширять представления детей об образе жизни и повадках диких животных в лесу. Коррекционные задачи: Продолжать работу по согласованию существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. Закрепить навыки практического употребления в речи притяжательных прилагательных. Работа над словообразованием и предложением. Продолжать формировать у детей навык ответа полным предложением. Закрепление правильного произношения поставленных звуков в связной речи у детей. Развитие диалогической речи у детей. Развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно - следственные связи. Координировать движения с музыкой, речь с движением. Развивать общую и мелкую моторику рук. Развивать внимание, усидчивость, память.
Работа над дыхательной гимнастикой, отработка речевого выдоха, интонационной выразительности речи детей. Словарная работа. Прилагательные: пушистый, мокрый, белый снег. Притяжательные прилагательные: заячий след, лисий след, медвежья берлога, беличье дупло. Предварительная работа: Беседа о зиме, экскурсии в лесопарковую зону, иллюстрации, стихи о зиме, русские народные сказки о животных: " Лисичка - сестричка и серый волк", " Лиса и кувшин", " Лиса и журавль". Сказки о зиме: " Мороз Иванович", Двенадцать месяцев", "Снегурочка". Пособия и материалы: Грамзапись музыкальных произведении. 1. Шум ветра 2. Гречанинов "Колыбельная" 3. О. Поляков "Зимняя песня" 2 корзинки, 2 салфетки, снежные комочки, белая скатерть со снежинками, шапочка медведя, зефир. Манная крупа, Бумага синего цвета, клей, стаканчики. Вступительное слово к занятию, знакомство с темой. В. А теперь внимание на меня. Сейчас, ребята, я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать. Превратилась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь. В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Д. Зимой. В. Дети, а вы любите зиму? Д. (ответы детей) В. А за что вы любите ее, чем она вам нравится? Д. Можно кататься на коньках, играть в снежки, строить крепость, снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, играть в хоккей. И т.д. В. А кто из вас был в зимнем лесу, где все покрыто белым, пушистым, серебристым снегом? Не хотели бы вы снова побывать в нем? Но чтобы туда попасть, мы должны заснуть волшебным сном и постараться представить то, о чем я буду говорить. Упражнение на расслабление (Дети па ковре ложатся и закрывают глаза) Реснички опускаются, Глазки закрываются, Напряженье улетело, И расслаблено все тело, Дышится легко, ровно, глубоко. Губы теплые и вялые, И нисколько не усталые, И послушный наш язык Быть расслабленным привык. Говори всегда красиво, Смело и неторопливо. Дышится легко, ровно, глубоко. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Открываем глазки - Вот мы и в сказке. (дети встают с ковра) В. Зимой, и в настоящем, и в сказочном лесу, очень холодно. Нужно, ребята, одеться потеплее. (имитация одевания теплой одежды) В. Дети, возьмитесь за руки и пойдем по тропинке в зимний, сказочный лес. Но сначала нужно сказать волшебные слова: "По тропинке мы идем, В зимний лес скорей придем" Звучит музыка шум ветра. В. Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса. В. Какой снег в лесу? Д. Пушистый, белый, блестящий, мягкий, искристый, серебристый, мокрый, холодный, скрипучий. В. Как выглядят деревья зимой? Д. Тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие. В. Дети, а кто прочитает стихи о зиме? Зима. (А. Калинчук) Стоят деревья в инее — То белые, то синие. Столбами синеватыми Стоят дымки над хатами. И все на свете в инее — То белое, то синее.
В. А кто еще хотел бы прочитать стихотворение о зиме? Мастерица зима (И. Мазнин.) Зима спешит, хлопочет: Укутала в снега Все кочки и пенечки, Скамейки и стога. Белеют рукавицы На веточках берез, Чтоб им не простудиться, Чтоб выдержать мороз. Зима И Никитин Мороз в окно глядит и дышит И на стекле узоры пишет, А против мерзлого окна, Дыханием дедушки Мороза В парчу и жемчуг убрана Стоит кудрявая береза.
В. Какие красивые стихи прочитали нам ребята. А сейчас ребята мы проиграем в игру со снежком. Я буду называть разные слова, а тот кому я передам снежок, изменит слово и произнесет его ласково. Например: Снег - снежок Ком – комочек Сани - саночки Гора – горочка Зима – зимушка Лед - ледок Ветер — ветерок Дерево - деревце Ель - елочка В. Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным, свежим воздухом. (Дыхательная гимнастика) Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей. А теперь еще раз вздохнем и прокричим: Ay! Ay! Ау! (Вдруг из сугроба вылез медведь) М. Вы, что так раскричались? В лесу нельзя так кричать! В. А почему? М. В лесу свои законы и нарушать их нельзя. Своим шумом вы можете спугнуть птенцов клеста. Это единственная птица, которая выводит свое потомство зимой. Вы можете напугать белочку с бельчатами, зайчиху с зайчатами. Нельзя в лесу разводить костер, рубить самовольно елки и другие деревья, нельзя разбрасывать мусор. Д. Ну не сердись на нас, Мишенька. Мы не нарочно. М. Ну раз вы меня разбудили, не могли бы вы взять меня с собой зиму посмотреть? Я же не знаю, что такое зима и что происходит в лесу зимой. В. Дети, а почему Мишка не знает, что происходит в лесу зимой? Д. Потому что он спит в берлоге. В. А чья она? Д. Медвежья. В. Пойдем, Мишенька, с нами на прогулку и мы все расскажем тебе о зиме. Прошли лето и осень. Настала зима. Расскажите, ребята, какая она зима? В. Холод - Д. Холодная стужа - студеная вьюга - вьюжная лед - ледяная снег - снежная В. А сейчас, ребята, вспомните, какие вы знаете народные приметы о зиме. Дети: 1. Сильно блестят звезды - к морозу. 2. Зима морозная - лето жаркое. 3. Дым столбом, к морозу. 4. Зима снежная, лето дождливое. 5. Иней на деревьях, к морозу. В. Дети, не замерзли? Давайте-ка погреемся. Физ. Минутка. Мы по лесу все гуляли (ходят в рассыпную) Много разного видали (каждый гуляет по своей дорожке) Есть ли ели на опушке? (Руки внизу, ладошки кверху) До небес верхушки (Руки вверх) Слушают (Прикладывают руки к ушам) Молчат (Закрывает рот пальцем) А внучата - елочки, тонкие иголочки (пружинка) У лесных ворот (делают над головой руками домик) Водят хоровод (закручивают руки вокруг себя) Мы по лесу все гуляли, Много разного видали. В. Дети, а что-то у меня руки не отогреваются. Давайте погреем их.
Массаж рук "Зимняя разогревалочка"
Если замерзают руки, Начинаем их тереть, (Дети медленно разогревают одну ладонь о другую) Быстро мы сумеем руки, Как на печке разогреть. Сначала ладошки, Совсем, как ледышки Потом, как лягушки, Растирают ладони все быстрее и быстрее Потом, как подушки, Но, вот понемножку Согрелись ладошки, Горят и взаправду, А не понарошку. Я горю, как от огня, Вот потрогайте меня (Вытягивают, вперед раскрытые ладошки)
В. Вот согрелись немножко. Послушайте, дети, как тихо, тепло стало. А что можно увидеть в зимнем лесу? Д. Ответы детей. В. Да ребята, зверь по снегу идет и оставляет след. Показ картинок: Заяц - заячий Лиса - лисий Волк - волчий Кабан - кабаний Белка — беличий Мышка — мышиный Лось — лосиный В. А что можно услышать в зимнем лесу? Д. (Дети фантазируют с закрытыми глазами) Стук дятла, хруст ветки, услышать эхо. Упал снег с ветки. Треск деревьев в мороз. Проводится речевая игра "Эхо"
В. Эхо, я тебя зову! Ay, Ау! (Призывно) - Ты уже поело? Ело, ело? (Утвердительно) - Хочешь булочку мою? - Чью? Чью? (Вопросительно) - Я тебе конфетку дам! Ам! Ам! (Радостно) - Эхо, ближе подойди. Ты иди! Ты иди! (Просительно) - А вдруг там болото? То-то, то-то! (Испуганно) - Ладно, я потом приду! Жду! Жду! (Успокаивающе)
В. Посмотрите, дети, какие красивые птицы сидят на ветке. Какая из них лишняя? (дятел, снегирь, синица, ласточка.) (дерево с листьями, медведь, лиса, волк.) М, Ребята, я хочу поиграть с вами в снежки.
(Проводится игра)
(Звучит музыка)
В. Соберем снежные комочки в корзиночку. И заколдуем наши снежки. Скажем волшебные слова: "Снежки снежные Превратитесь в снежки Сладкие и нежные" Снимаю салфетку. В. Ах, во что же превратились наши снежные комочки? Д.Зефир. В. Дети, сейчас мы его есть не будем, потому что есть на улице некрасиво и не безопасно. Можно застудить горло, да и руки у нас не совсем чистые. Поэтому мы его съедим в детском саду с горячим чаем. Но прежде, чем отправится в детский сад, мы должны уложить Мишку спать. (Мишку прячут в берлоге) В. Мишенька, чтобы тебе сладко спалось, вот тебе снежные комочки. И мы прощаемся с тобой до Д. Весны. (Гречанинов "Колыбельная ") В. Ложись, Мишенька. Мы тебя укроем снежком. Вот еще снежинки, дети, укутайте его, чтобы было тепло Мишке. (Накрываю его белой скатертью, обшитую снежинками. Дети дополнительно укрывают его снежинками из бумаги.) В. А сейчас возьмемся снова за руки, ведь нам нужно возвращаться в детский сад., и скажем волшебные слова: По тропинке мы идем В детский сад скорей придем." В. Ну вот мы и в детском саду. (Дети садятся за столы). В. Ребята, мы сейчас нарисуем, то что больше всего вам запомнилось и понравилось в лесу. Сегодня мы будем рисовать не карандашами, не красками, а самой обыкновенной манной крупой. (Дети рисуют, звучит музыка О. Поляков "Зимняя песня ")
Анализ рисунков.
Дети, понравилась ли вам прогулка по зимнему лесу? Чему сегодня научились, что нового узнали? Какие игры больше всего понравились? Почему?
Воспитатель: МДОУ дс №4 «Ивушка» комбинированного вида Ларина Валентина Васильевна
|