Подготовила Анциферова Ия Юрьевна Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад «Малышок» с. Александровское, Александровский р-он Томской обл. 2018 г.
Основная задача цвета — служить выразительности. Анри Матисс
Ежедневно ребенок открывает для себя что-то новое в окружающем его мире. Все, что увидел ребёнок, что взволновало его, он пытается отразить в своём творчестве. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности является цвет. Изобразительная практика обогащает восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Скачать конспект
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника.
Начиная работу по этой теме, я задавалась вопросом: нужна ли детям дошкольного возраста теория цвета? Некоторые исследователи утверждают, что детей нельзя пичкать теориями, будь то закономерности построения композиции, пространственного построения или теория цвета. Мол, всему своё время. … Да, маленькие дети (до трёх лет) не задумываются над тем, когда рисуют, какой цвет использовать. Они просто "знают". Дети уверены, это должно быть только так и не иначе. Они интуитивно находят нужные цветовые сочетания. А может быть им нравится какой-нибудь цвет, потому что он яркий или по каким-нибудь другим причинам. А вот у детей постарше вырабатывается своего рода клише — они точно знают, что трава — зелёного цвета, солнце — жёлтое, небо — синее. Но ведь это далеко не так! И, чтобы ребёнок мог дальше развиваться, выйти из этого замкнутого круга, нужно ему показать, что существуют ещё цветосочетания — научить пользоваться краской, цветом. Вот с этим я и стараюсь знакомить детей на своих занятиях и вызвать у них желание рисовать многоцветные, интересные по цветовому решению картины. Детям доставляет огромное удовольствие смешивать краски между собой и смотреть, что из этого получается, они готовы бесконечно возиться с краской и палитрой. В рамках объединения по интересам «Акварелька» у детей есть такая возможность — экспериментировать с цветом. Но иногда, спонтанно смешивая цвета, они с огорчением видят у себя на палитре серо-коричневую грязь. В чём дело? Я вижу на их лицах разочарование, недоумение. Как так, брали красивые и чистые цвета, а получилась – грязь?!
Здесь самое время рассказать им о некоторых закономерностях, которые существует в цветовом мире.
Закономерность радуги.
Радуга это чудо природы. Радуга возникает из-за того, что каждая дождевая капля раскалывает попадающий солнечный свет, как призма в спектральные цвета, из которых состоит белый свет.
Мы все видели радугу но, чтобы запомнить последовательность расположения цветов, популярно такое выражение: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», иными словами это длинное слово и есть описание радуги: — красный-оранжевый-жёлтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый.
В радуге чередуются три основных цвета: красный, жёлтый, синий. Между ними, при смешении, возникают промежуточные цвета: оранжевый, зелёный и фиолетовый.
Цвета первого ряда, второго, третьего ряда...
Красный, жёлтый и синий в науке о цветоведении и среди художников называются основными, а также цветами первого ряда за то, что их невозможно получить при помощи смешения любых других цветов – их нам дала природа.
В цветовом круге красный и жёлтый образуют оранжевый, жёлтый и синий — зелёный, а синий и красный — фиолетовый. Это цвета второго ряда, условно называют ещё составными, то есть цвета, которые можно получить от смешения основных красок.
Цветами третьего ряда будут: красно-оранжевый цвет, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, зелёно-синий, сине-фиолетовый и фиолетово-красный.
Смешивая их между собой таким же образом дальше, можно получить бесконечное количество цветовых оттенков — хроматические цвета.
Кроме того, существуют ещё три нейтральных цвета: белый, серый и чёрный – ахроматические.
Цветовой круг Иттена
Основные характеристики цвета:
- Название цвета — так называемый цветовой тон.
- Светлота – тон, который изменяется при добавлении белого или чёрного цветов.
- Насыщенность — чистота цвета, которая меняется при добавлении других цветов.
- Температура цвета – «тёплая» и «холодная» цветовая гамма.
Цветоведение — это наука об изучении цвета. Каждый ребёнок должен знать о разнообразии цветов и в этом им помогут их родители! Если музыкант не будет знать нот, он не сможет играть, так и художник — не сможет творить без цветовой грамоты.
Поиграйте с детьми:
- Сколько цветов ты видишь в этом помещении?
- Назови цвета своей одежды.
- Какие цвета ты видишь из окна?
- Какого цвета небо, а тени на снегу?
- Какого цвета машина проехала, а какого цвета крыша у дома?
- Игра «Тёплое/холодное»: сначала называете предметы (солнце/льдинка, огонь/мороженое и др.), а потом цвет (жёлтый, красный / синий, голубой, фиолетовый…)
Свет в окне
Научите своих детей замечать и различать цвета, самим смешивать их, создавать новые. Экспериментируйте с цветом вместе с вашими детьми, фантазируйте и у вас всё получится!
|