Ребенок – это огромный мир чувств и эмоций. Радость, печаль, удивление, гнев и конечно же страх – все эти чувства может и испытывает маленький человечек каждый день.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. А любые психические процессы окрашиваются эмоциями – будь то ощущения или воображение, мышление или память. С эмоциями ребенка необходимо считаться, они существуют, они – неотъемлемый аспект их развития.
Опыт работы с детьми, постоянные наблюдения за ними, позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает с кем, и чем играть, или не играть.
Психолог в детском саду – это прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка. И когда ко мне приводят детей для избавления от страхов, тиков, замкнутости, «заторможенности», я отлично знаю, что это лишь симптомы. Взрослым порой сложно разобраться в своих чувствах, а что же делать маленьким детям? Проявляя тревогу, агрессивность, чувствуя страх, подавленность, показывая обидчивость мои воспитанники говорят мне: «Мы не понимаем, что с нами происходит… Помогите нам!!!».
И мне на помощь приходит игра или сказка. Игра, хорошо продуманная, захватывает ребенка целиком. Это единство мыслей, чувств и движения. Игра – это фантастическое пространство, где можно творить себя, свои отношения с другими в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. А «проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состояниям.
Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины — дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.
Опираясь на концепцию транзактного анализа (ТА), что переживая эмоциональные затруднения, люди остаются разумными, и используя теорию игр и сказок, я в своей работе с детьми (да и с взрослыми) стала применять метод «Волшебной коробки».
«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБКА ИЛИ КОРОБКА СКАЗОК»
Цель: Создание условий для проживания чувств, для осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
Необходимые приспособления: коробка, наполненная «косынками» (8*8*12) разного цвета (по Люшеру), резиночки (для крепления косынок на пальце ребенка).
Инструкция:
- Предлагаю ребенку выбрать себе «косыночку» (выбор цвета косынки может быть диагностичен). Если занятие совместное с родителями, то они тоже выбирают себе «косыночку» и участвуют в процессе.
- Одень ее себе на пальчик и закрепи резинкой.
- Если необходимо – нарисуй глазки, ротик.
- Дай имя своей куколке. (Диагностический момент – куклу зовут так же, как ребенка или нет).
- Сколько ей лет. (Диагностический момент).
- Где, с кем живет.
Далее формируются вопросы в зависимости от ситуации, в которой находится ребенок. Если ситуация затрагивает несколько детей можно предложить разыграть сказку или элемент сказки на волнующую тему. Адаптационный период детей в детском саду, страхи, агрессия, жадность, просто плохое настроение – области применения методики. С помощью косыночки, дети перевоплощаются в сказочных героев или принцев, принцесс, в колдунов, фей и с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задании и рассказывают о том, что с ними произошло, чем будучи просто Петей, Мишей, Катей…
Дети очень любят сказки, потому что — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти) Играя, ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. Так уж устроен ребенок: все он познает в игре, через создание второй реальности – рисунка, сказки, игрушки. Он постоянно изобретает, фантазирует. Поэтому проведение «сказочных занятий» и применение «коробки сказок» — это создание условий для гармоничного функционирования человеческого организма.
|