Тема: «Представление о прямой и обратной последовательности чисел до 10. Последующее и предыдущее число. Выражения «до» и «после». Измерение длины отрезка по клеткам»
Программное содержание: 1. Учить называть последующее и предыдущее число, понимать выражения «до» и «после». Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел до 10. Упражнять в измерении длины отрезка по клеточкам. 2. Развивать внимание, речь, мыслительные операции, зрительную память, воображение. 3. Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность.
Оборудование и материал: Демонстрационный материал: игрушки Смешарики; доска, разлинованная в клетку; отрезок, равный длине 20 клеток. Указка, ночное небо, контур звёзд, звёзды с числами; фланелеграф с моделями геометрических фигур (в центре круг, в верхнем правом и левом углах – квадраты, в нижнем левом и правом углах – прямоугольники, между квадратами и прямоугольниками – треугольники.)
Раздаточный материал: Тетради; простые и красные карандаши.
Ход НОД: Посмотрю на Ваши лица С кем сегодня подружиться? Я – (ИО воспитателя) А ты кто? (Дети ласково называют себя по имени).
Милые дети! Вы прекрасней всех на свете! Вот таких хороших, пригожих, Я приглашаю позаниматься. (звучит фонограмма музыкальной заставки к мультфильму «Смешарики») 1. Игровое упражнение «Звездное небо» Какая знакомая музыка! Откуда она ребята? (Из мультфильма про «Смешариков»). Правильно, сегодня к нам на занятии снова пришли Смешарики – Нюша и Бараш. Вышли Нюша и Бараш вечером погулять, полюбоваться вечерним небом. И вдруг на небе начали зажигаться звезды. (Воспитатель демонстрирует ночное небо, где раскладывает изображение звёзд). Посчитайте, сколько звёзд зажглось на небе? (шесть) (Активизация детей.) Что было бы, если бы на небе зажглась еще одна звезда. (Звезд стало семь.) А как мы получили число 7? (к 6 прибавили 1.) Какое число получится если к 6 прибавить 1? (7) (Активизация детей.) Случается такое, что звезды не только загораются, но и гаснут. Звезд на небе было 6, одна звезда погасла. Какое число меньше 6 на 1? (5) Как вы получили число 5? (от 6 отняли 1.) (Активизация детей.) Вот так, Нюша и Бараш смотрели на звёзды и считали их. Спохватились, им пора домой. Пришли домой, а Совунья приготовила задание: «Как получаются все числа от 1 до 10.» (На доске отрезок, равный длине 20 клеток.) А вы поможите Нюше и Барашу, сделаете задание в тетради. Сядьте прямо, положите тетрадь перед собой, откройте там, где нарисована дорожка. «Внимательно посмотрите, если мерка будет равна длине 2 клеток, то сколько раз она уложится по длине отрезка? Давайте проверим! Отметим черточками каждую отложенную мерку! Посмотрите, как я это сделаю. Отмечу одну мерку и ещё одну… Сколько клеток между чёрточками? Почему две клетки? («Расстояние между чёрточками равно длине 2 клеток, потому что такой длины наша мерка») Возьмите простой карандаш и отметьте черточкой каждую отложенную мерку. Сколько всего мерок вы отложили по длине отрезка? Посмотрите на доску теперь над каждой черточкой обозначим красными точками, сколько отложено мерок. Сколько мерок отложено до первой чёрточки? («Одна мерка».) Чему равно расстояние от конца отрезка до первой черточки? («Одной мерки».) Поставим одну точку. Чему равно расстояние от конца отрезка до второй чёрточки? Поставим 2 точки. Договоримся, что каждую следующую точку мы будем ставить, поднимаясь вверх на одну клетку. Сколько точек надо поставить над третьей черточкой? Почему? Поставьте 3 точки. Обозначьте у себя в тетради, сколько мерок уложилось до каждой черточки». (кто-либо из детей выполняет задание на доске.) По окончании работы воспитатель спрашивает: «Что же у нас получилось?» Обрадовались Нюша и Бараш, у них получилась числовая лестница. А у Вас ребята числовая лестница? (Ответы детей.) «Верно, у нас получилась числовая лесенка». Трудное было задание. Давайте отдохнем.
2. Динамическая пауза. Сказка даст нам отдохнуть Отдохнуть и снова в путь. Мы шагаем, как Совунья. Приседаем мы, как Пин. Делаем наклон, как Ёжик. Вместе с Крошем мы бежим. Пудрим носик мы как Нюша Мы с Лосяшем вдаль глядим. Роем грядки, как Копатыч. Машем крыльями, как Карыч, Вместе с Биби есть хотим.
А сейчас поиграем со Смешариками. Какое самое первое число на нашей лесенке? А самое последнее? На каком по счёту месте число 10? Число 2 идет до или после числа 1? 2 больше или меньше числа 1? Какое число идет после 5? Сколько единиц в числе5? А в числе 6? 6 больше или меньше 5? Какое число до 4? Сколько единиц в числе 3? 3 больше или меньше 4? Какое число до 8? 7 больше или меньше 8? Давайте все месте назовем числа по порядку! (Счет хором до 10.) Кто хочет посчитать в обратном порядке?» (Несколько человек по очереди считают от 10 до 1.) Молодцы!
3. Дидактическая игра «Что изменилось?» Выглянули Смешарики в окно, что-то мелькнуло в небе. Это метеоритный поток. На нашу Землю падает много больших и маленьких камней – метеоритов. Они бывают разные по форме и цвету. (Выставляю геометрические фигуры. Фланелеграф с моделями геометрических фигур (в центре круг, в верхнем правом и левом углах – квадраты, в нижнем левом и правом углах – прямоугольники, между квадратами и прямоугольниками – треугольники.) На какие геометрические фигуры они похожи? (Дети называют фигуры.) Воспитатель меняет местами фигуры, размещенные на фланелеграфе по 2 штуки. Дети определяют, что изменилось.
Рефлексия. Чему мы сегодня научились с Нюшей и Барашем? (Активизация детей.) Что расскажите маме, что нового узнали на занятии? Молодцы!
|