Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Закрепить порядковый счет
- Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), умение находить признаки, их сходство и различие
- Закреплять навык группировки фигур по определенным признакам.
- Учить отгадывать математические загадки
2. Развивающие задачи:
- Развивать интерес детей к опытно-экспериментальной деятельности
- Развивать мелкую моторику рук, любознательность
- Расширять словарный запас у детей
3. Воспитательные задачи: Воспитывать желание работать в паре, доброжелательное отношение друг к другу во время совместной деятельности.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Оборудование: Посылка от Осени; записка с загадкой о листьях; панно дерева; листики с пришитыми пуговицами; блоки Дьениша; листы А-4 с цифрами от 1 до 9; листики с буквами; стаканы с водой, салфетки, краски, кисти на каждого ребенка; диск с аудиозаписью «шум леса».
Предварительная работа: рассматривание различных осенних листьев, рассматривание иллюстраций об осени, чтение рассказов «Лес осенью» И. С. Соколова-Микитова, «Сентябрь» В. В. Бианки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Ребята, смотрите, посылка. Интересно, действительно ли она предназначена нам по адресу? Кто знает адрес нашего детского сада? (ул. Специалистов) Кто помнит название нашей группы? ( «Капелька»), а возрастная группа? (подготовительная). Все правильно, значит, посылка предназначена нам.
«Здравствуйте дорогие дети! Я отправляю вам посылку. Открыть ее вы сможете только тогда, когда отгадаете загадку. Осень».
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
Дети. Это осенний лист.
Педагог. Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке осенние листья. Значит, мы с вами правильно отгадали загадку.
2. часть.
-Скажите, а по каким признакам мы узнаем, что пришла осень? (Идут часто дожди, дуют сильные ветры, солнце светит реже и т.д.)
- Правильно. Осень приходит в каждый город нашей страны.
- Но есть волшебная страна математики. Там тоже наступила осень.
- Кто живет в стране математики? (Цифры, геометрические фигуры)
- Правильно. И ее жители приглашают нас в гости.
- Ну, что отправимся в путь? (Да)
- Сможете преодолеть все препятствия, которые могут встретиться в дороге? (Да)
- Тогда вперед. А поедем мы на поезде. Занимайте места согласно купленным билетам. Вот мы и приехали. Выходите.
- Посмотрите! Здесь указатель: направо пойдешь в страну математики попадешь, налево – к Бабе-Яге, прямо – к Змею Горынычу.
- Куда же нам повернуть? (Направо)
- А вот и первое задание. Сильный ветер сорвал все листочки с дерева. Нам нужно их вернуть, каждый листик на свое место.
Задание 1.
Панно дерева с крючочками и рядом наклеены цифры. На листочках пришиты пуговицы в разном количестве. Дети щупают каждый листик и вешают на нужный крючок.
- Молодцы! Все правильно сделали. Пойдемте дальше.
- А вот и домики лесных жителей. Только не понятно кто, в каком домике живет. Давайте из геометрических фигур выложим животных.
Задание 2.
Дети делятся на две команды. Из деталей танграма выкладывают зайца и лису.
- Молодцы! И с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путь.
- Посмотрите! Мы с вами нашли сокровище! (Открывают сундук, а в нем блоки Дьениша)
Задание 3.
Необходимо разложить все красные круглые предметы вкрасный круг, все желтые фигуры с углами в желтый круг, а все синие фигуры не в красный и не желтый круги.
- Все молодцы! Идем дальше. Слышите дождь пошел?
- Всю тропинку залило. Как же нам пройти дальше? (Построим мостик)
Задание 4.
На листах А-4 написаны цифры от 1 до 9. Необходимо отгадать загадки и выложить цифры по порядку и пройти по получившемуся мостику.
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора,
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица)
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре — новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра… (два)
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра… (три)
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире,
Знает циферка… (четыре)
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)
Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра… (шесть)
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра… (семь)
Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим,
Нам ответит цифра… (восемь)
Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь,
Есть ответ у цифры… (девять)
Психогимнастика.
- Молодцы! И с этим заданием справились. Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем. Садитесь на ковер удобней, закройте глаза, внимательно послушайте музыку и представьте картинку, которую вам подскажет музыка. (Звучит музыка) Что ты услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит лес, как поют птицы? Кто из вас был в лесу? Что вы там видели? (В лесу красиво, поют птицы, шуршит листва)
- Отдохнули? Вы готовы продолжить наше путешествие? (Да)
3. Опытно-экспериментальная деятельность ребенка с взрослым.
- Посмотрите! Это запасы воды жителей математики. Здесь два сосуда. Оставить они могут только один, тот, в котором больше воды. Но они не знают, в каком сосуде ее больше. Давайте поможем им и определим где больше воды, и какой сосуд они должны оставить себе.
- Как вы думаете, где больше воды в первом сосуде или во втором? (Ответы детей)
- Как это можно проверить? (Измерить)
- Чем можно измерить объем воды? (Стаканом, банкой, чашкой)
- Как называется предмет, которым мы измеряем? (Мерка)
- Я вам сейчас покажу. Как надо правильно измерять. Сначала узнаем, сколько воды в первом сосуде. Посмотрите, я наливаю стакан не до самого края, а до определенного уровня, иначе воду можно расплескать. Все стаканы я наполняю одинаково. Мерки должны быть одинаковыми, равными. Выливаю мерку и кладу фишку на стол, и так фишек должно быть столько, сколько раз я наполнила мерку. Посчитаем, сколько воды было в первом сосуде? (дети считают фишки).
- Теперь узнаем, сколько воды во втором сосуде? (Дети выполняют задание).
- Где воды больше в первом сосуде или во втором? (В первом)
- Почему же некоторым вначале показалось, что воды поровну?
- Не измеряя, можно ли сказать, где больше воды? Почему?
- Итак, какой сосуд необходимо оставить жителям математики? (Первый)
- Посмотрите сколько грибов вокруг.
4. Физминутка
Мы в лесу нашли грибы,
Их сорвать решили мы.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
Оглянитесь-ка, ребята,
На пеньке растут опята.
Аккуратно их срезаем
И в лукошко отправляем!
Притаился белый гриб,
Из травы на нас глядит.
Весело он нам мигает,
Играть в прятки приглашает.
Мухоморы брать не будем.
Есть нельзя поганки людям.
5. Игровая деятельность
На этих листиках написаны буквы. Мы с вами из листиков будем выкладывать слова. Выбирайте конверты и собирайте слова. Девочки, соберитесь вместе и сообща выложите свое слово. Мальчики тоже собирайтесь все вместе и сообща выкладывайте свое.
-Молодцы.
6. Художественно-творческая деятельность.
- Вам понравился подарок от Осени? А давайте ей, тоже сделаем подарок. Посмотрите, какие серые листики, давайте их украсим, сделаем их яркими и красивыми. (Дети рисуют).
-Вот какие красивые листочки у нас получились. Давайте их сейчас поставим на выставку, пусть они высохнут, и наши гости тоже на них посмотрят. А потом мы сложим их в посылку и отправим Осени.
7. Рефлексия:
- Где мы с вами сегодня были? (В стране математики)
- Чем мы помогли жителям математики? (Вернули листики на место, животным показали их домики, нашли сокровище, построили мост и помогли сохранить запас воды)
- Что мы измеряли? (Объем воды)
- Так, чем же мы измеряли? (Меркой)
- Как вели подсчет измерения? (С помощью фишек)
Теперь вы можете подсказать и помочь своим родным, как надо измерять объем.
|