ГБДОУ д/с №21 Воспитатель: Железнова Татьяна Юрьевна
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…»
А. С. Макаренко
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: в игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Через игровую деятельность у детей повышается уровень умственной активности, создается бодрое, радостное настроение. Игра делает жизнь детей полной интересной и развивает их способности к творческой деятельности; игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием, можно увидеть одни и те же темы в игре, в рисунке, и походу игрового сюжета, дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи, песни. В игре формируются моральные качества, чувство товарищества и дружбы.
Скачать конспект
Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта, способ формирования целостной картины окружающего мира.
Не исключением является и математическое развитие детей дошкольного возраста, которое просто немыслимо без использования занимательных игр, задач развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания.
Занимательные игры способствуют закреплению счета до 5, помогают выделять и называть характерные особенности предметов (цвет, размер, форма, назначение), понимать смысл слов ( «утро», «день», «вечер», «ночь»), определять части суток, умение сравнивать два предмета по величине, различать геометрические фигуры, определять положение предметов в пространстве.
Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
По результатам мониторинга в начале учебного года отмечалось, что дети редко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты. И это дало повод продумать, как правильно построить дальнейшую работу по ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений) в дошкольном возрасте.
Так как дети большое количество информации воспринимают через игру и игровые действия, при планировании совместной образовательной деятельности я стала использовать различные развивающие дидактические игры, занимательные упражнения.
Благодаря игровым упражнениям я смогла вызвать у детей интерес к математике, более эффективно развивать внимание, память, речь, воображение и мышление ребенка, создать положительную эмоциональную атмосферу, побуждать детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании математических задач в игровые действия. А также в своей работе я использую игры с подручным и природным материалом, они представляют массу возможностей для развития ребенка.
Для организации детской деятельности совместно с родителями мы создали небольшой уголок детского творчества, в котором всегда находятся различные крупы (фасоль, горох, чечевица), шишки, желуди, камушки, ракушки и многое другое. Чем разнообразнее материал, тем интереснее будет игра. Мы вместе с детьми играем в этом уголке. Это позволяет развивать не только математические умения: считать предметы, сравнивать их по величине, количеству, но и развивать сенсорное восприятие ребенка и проявлять творческие способности.
Примеры совместных игр:
Мы составляем одинаковые фигуры разного размера; добиваемся превращение одной фигуры в другую путем перекладывания (добавления, отнимания) элементов.
С помощью счетных палочек, спичек усложняем игру: составляем два равных треугольника из пяти палочек, два равных квадрата из семи палочек и. т. д.
Также я даю рекомендации родителям как играть с детьми на улице и дома.
Например: По дороге из детского сада считаем все, что можно. Просим ребенка пройти семь шагов на носочках, а потом шесть на пяточках. Попрыгать два раза на правой, ноге, три на левой и четыре на двух ногах.
Дома на кухне, когда варите компот, предложите ребенку отсчитать четыре яблока для компота. Выяснить сколько будет половина от четырех яблок, сколько нужно убрать яблок, чтобы осталось три и сколько нужно добавить, чтобы получилось шесть яблок. Аналогичные задания можно давать детям, используя любые овощи, фрукты, желуди шишки и даже игрушки.
В течение учебного года, обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, что бы радость от игр перешла в радость обучения.
Поэтому, я предлагаю и рекомендую воспитателям и родителям использовать в своей работе наиболее полюбившую мне игру.
Игра «Учимся считать»
Цель: предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений с предметами.
Задачи:
- Формировать запас знаний, умений и навыков, овладевать мыслительными операциями, которые станут базой дальнейшего обучения.
- Развивать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Овладевать навыками речевого общения, давать полные ответы на вопросы взрослого.
- Развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, и давать самооценку выполненной работы.
«Рис. 1»
Задание №1
Еще одна уточка хочет плавать.
Сколько их теперь будет?
«Рис. 2»
Задание №2
Посади в цветник еще два цветка.
Сколько их всего будет?
«Рис. 3»
*
Задание №3
Одна рыбка плавает в аквариуме. Пусти к ней еще 3-х рыбок.
Сколько рыбок будет в аквариуме?
«Рис. 4»
Задание №4
У клоуна должно быть пять воздушных шариков.
Наклей недостающие.
«Рис. 5»
Задание №5
Четыре котенка хотят залезть в корзинку.
Сколько их всего будет?
«Рис. 6»
Задание №6
Мама хочет положить в вазочку шесть конфет.
Сколько еще конфет ей нужно добавить?
«Рис. 7»
Задание №7
Этот клоун хочет съесть семь штук печенья.
Сколько еще штук нужно положить на тарелку?
*
«Рис. 8»
Задание №8
Сколько тебе лет?
Пусть на торте будет столько же свечек.
Результаты
Используя дидактическую игру с математическим содержанием, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют несложные задания.
В ходе игры, дети с энтузиазмом постигают учебную задачу, с интересом овладевают определенными правилами совместной деятельности, проявляют творческий потенциал, формируют начальное представление об окружающем мире.
Учение должно быть в радость!
Литература
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой– 2011г. Мозаика – синтез. Москва-2011г.
- Ерофеева Т.И., Новикова В.П. Дети у истоков математики: Методика обучения математике/ Т.. И. Ерофеева, В.П. Новикова. М., 1994.
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 3-4 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. Творческий центр Сфера. Москва-2001г.
- Павлов Н.Н. Как научить детей считать. / Н. Н. Павлова — Москва, ЭКСМО — Пресс, 2000.
|