План — конспект по окружающему миру (старшая группа).
Цель: познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о государственной символике страны: герб, гимн, флаг.
- Познакомить с основными неофициальными символами России с использованием ИКТ и художественных произведений.
Развивающие:
- Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору.
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к символам России
- Формировать понимание того, что символы призваны объединять жителей одной страны.
Предварительная работа:
Знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о Родине и берёзе, частушек, песни и хоровода «Во поле береза стояла». Знакомство с предметами народно- прикладного искусства России.
ХОД НОД
Ребенок. Если долго- долго- долго В самолете нам лететь. Если долго- долго- долго На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна, И поймем тогда, какая Наша Родина большая, Необъятная страна. (В. Степанов)
Скачать конспект
Воспитатель. О чем это стихотворение? О какой стране данное стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель: Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы, историю, традиции, людей, прославивших ее, войска для защиты народа. Как и у человека у страны есть имя.
- Как называется наша страна? (Россия).
- А, мы, живущие в ней? (россияне).
Воспитатель: Как можно по-другому назвать нашу Родину?
- Отчизна, мать, кормилица.
Воспитатель: А почему кормилица?
- В России очень много полей, где прорастают хлеба.
Воспитатель: Верно. А какие вы знаете пословицы о Родине?
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«На чужой стороне и весна не красна».
«Где родился, там и сгодился».
«Одна у человека мать — одна и Родина».
Воспитатель: Наша Родина — большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки — символы. Что это за символы?
- Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Поговорим о флаге. Из каких цветов состоит флаг нашей страны?
- Из белого, синего, красного.
Воспитатель: Что означает белый цвет?
-Белая — напоминает снег, ромашки белые, белоствольные берёзы.
Воспитатель: он означает мир, чистоту, благородство.
А что напоминает вам синяя полоса?
- Моря, озёра, реки, небо.
Воспитатель: Верно. Небо, духовность, верность, веру.
А что означает красная полоса?
- Огонь, тепло, солнце, любовь.
Воспитатель: Послушайте стихотворение И. Агеевой «Флаг России – триколор»
Флаг России – триколор, Три полоски ловит взор. И у каждой новый цвет, А у цвета свой секрет.
Снизу красный – самый яркий, Цвет побед в сраженьях жарких, Русской кровью что добыты И народом не забыты.
В середине флага – синий, Словно Волга по равнине… Синеву родимых рек Любит русский человек.
Сверху, словно облака, Цвет снегов и молока. Чистый белый – мира цвет, Говорит он – войнам нет!
Воспитатель:. А давайте рассмотрим герб России. Что на нём изображено?
- Двуглавый орёл.
Воспитатель: А где вы ещё встречали герб?
- Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.
Воспитатель: Верно. Гербы являются принадлежностью к государству. Герб пришёл к нам ещё из Византийской империи и был изображён двуглавый орёл со знаками власти в когтистых лапах. Гербы помещали на воротах, на главных зданиях.
У России величавый На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад и восток Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
(В. Степанов)
Воспитатель: Как вы думаете, что такое гимн?
- Эта главная песня страны.
Воспитатель: Кто написал музыку к нему?
-Александр Владимирович Александров.
-А стихи?
-Сергей Владимирович Михалков.
Воспитатель:
А где звучит гимн?
-На торжественных собраниях, на митингах, на открытии футбольного матча, на демонстрациях, когда поднимают флаг, при вручении государственных наград. Гимн слушают стоя.
Воспитатель. Для многих людей символом России является дерево. Это дерево — березка, потому что таких берез, березовых рощ нет больше нигде в мире. Недаром этому дереву многие поэты посвящали стихи. Давайте послушаем.
Чтение стихотворений.
Ребенок. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
"БЕЛАЯ БЕРЕЗА"
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
Ребенок. АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ
"ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ"
Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В зеленом сарафанчике, С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
Воспитатель. А еще русские люди любили хороводы водить. Давайте и мы с вами встанем в хоровод.
Воспитатель. А какие ещё символы есть у России? Попробуем отгадать?
Загадки:
1. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек. Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть:
Может -3, а может, 6. Разрумянилась немножко. Это русская … (матрешка)
2. Знают взрослые и дети, Нет его сильней на свете. Одного напомню я- Это Муромец Илья. (богатырь)
3. Стиот на кухне- Золотой Король. Чай пить изволь! (самовар)
4. На чем в гостях, вдали от дома Играл Садко царю морскому? Тот музыкальный инструмент Сломал он, улучив момент. (гусли)
5. Хоть и скользкие дорожки, Я зимой хожу в сапожках. А когда был маленький, Надевал я … (валенки)
6. Бабусю знает целый свет, Ей от роду лишь триста лет. Там на неведомых дорожках, Дом её на курьих ножках. (Яга)
Рефлексия. Ребята, а что вы сегодня нового узнали? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей)
- Предлагаю вам еще раз вспомним, какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн)
- А с какими неофициальными символами мы познакомились сегодня? (гусли, самовар, богатыри, валенки, береза, матрешка)
|