Методическое пособие для центра исследовательской и познавательной деятельности "Мой край родной – люблю тебя я сердцем и душой"
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Управление образования администрации города Шахтерска Шахтерское дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа №14 «Мир»
Номинация «Мир открытий»
Выполнили:
- ТИМАКОВА ОЛЬГА ВИКЕНТЬЕВНА, воспитатель
- ФИЛИППОВА ИННА ПЕТРОВНА, старший воспитатель
- МАЕНКОВА ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА, музруководитель
Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должны его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основываясь преимущественно на привычке.
Висссарион Григорьевич Белинский
Скачать полный конспект
17 июля 2015 года была принята Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР.
В ней говорится, что патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях формирования молодой Республики. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Ведь именно детство – самый благоприятный период начать, именно тогда сознание человека открыто знаниям и эмоциям. Ребенок учится чувствовать – любить, восхищаться, интересоваться, переживать, беречь и защищать.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах Донецкой Народной Республики: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 гг., Типовом положения о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».
Огромное внимание в дошкольном образовательном учреждении №14 «Мир» города Шахтерска уделяется воспитанию у детей патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что наш Донецкий край — героический в прошлом и счастливый в будущем.
Становление человека как гражданина начинается с любви к его малой родине. Для любого человека очень важно знать свою историю, историю своей семьи, чувствовать себя частью своего большого рода, гордиться своими предками.
Работа по патриотическому воспитанию проводится на базе музея «Сокровище души народной», созданного по результатам экспериментальной работы на тему: «Воспитание гражданских качеств у детей старшего дошкольного возраста на традициях родного края».
Прикосновение к историческим ценностям, созерцание музейных экспонатов, вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает приятные впечатления, способствует уважительному отношению к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Направления патриотического воспитания переплетаются между собой и охватывают всех участников учебно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения: дети, педагоги, родители, общественность города, Республики.
Цицерон сказал: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна».
Патриотизм — это любовь и преданность отечеству. И именно чувство любви к своему городу, краю, восхищение своей народной культурой, интерес к национальным традициям – это и есть начало патриотизма.
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Главный этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры, желание трудиться на ее блага, уважать труд своих земляков, беречь и умножать ее богатства.
Работа по патриотическому воспитанию начинается с ознакомления с семьёй, её ближайшим окружением, взаимоотношениями между старшим и младшим поколением, с атмосферы семейных традиций, праздников.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников. Мы продолжаем выявлять традиции семьи, семейные реликвии. Наша цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
В настоящее время стараемся приложить максимум усилий, чтобы мальчишки и девчонки гордились нашими защитниками и ценили их подвиг.
Мы уверенны, то, что закладывается нами в маленьких детских душах с детства, со временем переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, социокультурным ценностям нашего народа.
Главная задача – зародить в ребенке великое чувство сопричастности к малой Родине, желания помнить, что из прошлого в настоящее мы должны брать лучшее, достойное
Основная часть
Ступенями патриотизма являются: любовь к близким и семье, изучение родословной; любовь к детскому саду; любовь к городу и Донбассу; любовь к символике Республики; изучение, уважение и любовь к родному краю.
Задачей является: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формирование бережного отношения к природе, элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина. Расширение представлений о городе и Республики. Воспитание уважения к труду. Расширение представлений о родном городе, республике. Знакомство с государственной символикой (герб, флаг, гимн).
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Планом реализации является: предметно-развивающее окружение; непосредственная организованная деятельность с детьми; взаимодействие с семьёй и общественностью, посещение городского музея, совместная деятельность с ДДЮТ, Шахтерской школой искусств; участие в жизни города: День республики, День города, День шахтера, День освобождения Донбасса; самообразовательная деятельность участников проекта, использование педагогического наследия (Сухомлинский, Ушинский, Макаренко); проведение традиционных и обрядовых праздников.
Предметно-развивающее окружение включает фотовыставки, рассматривание фотоальбомов о родном городе Шахтерске, Донбассе; знакомство с патриотическими уголками, дидактическими играми по патриотическому воспитанию; в уголке книги дети знакомятся с животным и растительным миром своего родного края, посещение музея детского сада.
Занятия по формированию целостной картины мира, расширению кругозора, общение, беседы, ситуации, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая и трудовая деятельности, взаимодействие общественностью проходят в непосредственной организованной деятельности с детьми
Чтим традиции и знаем обряды, участвуем в жизни города: День республики, День города, День шахтера, День освобождения Донбасса
Для привлечения внимания родителей используются различные формы работы с ними: — тематические родительские собрания, — дни открытых дверей, — индивидуальные консультации, — фольклорные праздники, — совместное творчество, — составление тематических альбомов, — совместные экскурсии, — сознание мини-музея, — анкетирование.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. Основой формирования патриотизма может стать эмоционально-образное восприятие окружающего мира. На музыкальных занятиях осуществляется формирование коллективизма, любви к своему дому, бережное отношение к природе. Обстановка праздников и развлечений помогает ребенку выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет.
Самым трогательным и волнительным мероприятием является посещение легендарной Саур-Могилы до и после войны
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найди флаг Республики, города Шахтерска»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением флагов разных городов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Собери пазл»
Цель: развивать логическое мышление, моторику рук, внимательность, умение работать в группе. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Материал: разрезные картинки
Ход игры: Дети, разделившись, на четыре команды собирают изображение достопримечательностей. По окончании игры дети уточняют, что они собрали
«Путешествие по городу Шахтерску»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с
памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Музыкальное лото «Маленький композитор» (для детей старшего дошкольного возраста)
Программное содержание: развивать песенное импровизационное творчество, технику игры на музыкальных инструментах, музыкальный слух.
Раздаточный материал: карточки с изображением природы родного края, родного города, фишки, набор музыкальных инструментов.
Предварительная работа: дети заранее учат песни, разучивают мелодии песен на ДМИ.
Описание: перед ребёнком выкладываются карточки с изображением природы родного края, родного города. Он выбирает понравившуюся карточку, вспоминают знакомые песни или сочиняет песенку, которую в дальнейшем озвучивает на любом музыкальном инструменте.
«Волшебный волчок» (для детей среднего дошкольного возраста)
Программное содержание: развивать песенное импровизационное творчество, музыкальный слух, память
Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к знакомым музыкальным произведениям о природе родного края, временах года по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.
Предварительная работа: дети заранее учат песни, попевки.
Ход игры:
Вариант 1. В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.
Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.
Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.
Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.
Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.
«Выложи знакомую мелодию» (для детей среднего дошкольного возраста)
Программное содержание: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.
Предварительная работа: дети заранее учат песни.
Игровой материал: карточки с изображением членов семьи, природы родного края, своего города, карточки (большие, маленькие матрешки).
Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.
Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот.
Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.
Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни о членах семьи городе, родном крае с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям, как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов (большие и маленькие матрешки), обозначающих долгие и короткие звуки.
В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии
Несомненно, чувство патриотизма многогранно. И итог работы подводить еще рано! Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького первого шага.
Важно обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, так как эмоционально защищенный ребенок активный, самостоятельный, удовлетворенный. Требования воспитателей и родителей должны быть справедливыми, доброжелательными, не унижающими достоинства ребенка и оптимально соотносить положительные и критические поступки.
Для любого человека очень важно знать свою историю, историю своей семьи, чувствовать себя частью своего большого рода, гордиться своими предками.
От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенным им нравственных качеств.
Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, педагоги совместно с семьёй, стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка ДНР.
Планируем и дальше работать в этом направлении, воспитывая в детях национальное самосознание, любовь и уважение к народной культуре, традициям, промыслам, истории. Основными необходимыми моментами считается: — дальнейшее создание развивающей среды в группах, — создание творческой атмосферы, — создание условий для детско-взрослого сотрудничества.
Список используемой литературы
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
- Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. — С-Пт., 2005
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: М.: Т.У. Сфера, 2004.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л. С. Киселёва — М.: 2004 г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности. /
- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. — №8.
|