Семья – основа патриотизма
Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия
Семья – основа патриотизма. Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Условия реализации патриотического воспитания:
- Быть самому патриотом.
- Создать соответствующую среду.
- Привлечь родителей.
- Установить связь с окружающим.
Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу — в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.
- Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
- Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
- Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
- Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
- Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
- Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
- Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.
Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.
«Я люблю тебя, Россия»
«Кто живёт в нашей республике»
«Государственная символика России»
«Москва – столица нашей Родины»
«Русский национальный костюм»
«Воспитание самостоятельности и ответственности»,
«Как воспитать маленького гражданина»;
«Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;
- совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
- досуги, праздники:
«День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;
Фольклорные праздники русского и хакасского народа.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.
При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи», где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.
Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.
Литература:
- Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
- Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
- Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
- С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
- Воспитание любви к Родине;
- Воспитание уважения к старшему поколению;
- Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
- Знание истории своей страны;
- Другое- ___
- Затрудняюсь ответить.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
- Прививать детям уважение к людям своей страны;
- Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
- Ознакомление с историческим прошлым России;
- Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___
5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
- Да;
- Нет;
- Затрудняюсь ответить.
6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.
Анкета для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».
Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)
1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
- Да.
- Нет.
- Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___
- Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
- Да.
- Нет.
- Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
- В школе.
- В семье.
- В детском саду.
- Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
- Да.
- Нет.
- Иногда.
- В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
- Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
- Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___
Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины».
Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.
Образовательные задачи:
- дать детям представление, что такое «малая Родина», родной край
- уточнить и расширить знания о родном городе, его истории
Развивающие задачи:
- развивать память, воображение, связную речь
- активизировать словарь по теме
- развивать познавательный интерес, любознательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
- воспитывать уважение, любовь к родному городу.
Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.
Ход НОД:
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!
Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?
Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?
На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная», «родной».
(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:
Мама.
Много мам на белом свете. Всей душой их любят дети! Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она?
Отвечу я Родная мамочка моя!
Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!». Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная».
Дети с воспитателем произносят слово «родная».
Детский сад.
Рано утром Детский сад Малышей встречает. Там игрушки для ребят, В уголке скучают.
Красный мяч, Синий мяч, Куклы, медвежата… Детский сад! Родной наш сад!
Любят все ребята!
Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»
Дети с воспитателем произносят слово «родной».
Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона». Как вы думаете, что означает «родная сторона»?
Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.
Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.
Ребёнок читает стихотворение:
Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые
До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.
За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!
Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!
Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)
Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!
Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?
Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр).
Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.
Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)
Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.
Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!
Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?
Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:
Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают – В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре – Полетели, закружили…
Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!
Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.
|