Енина Надежда Леонидовна. Семья – основа патриотизма

Семья – основа патриотизмаСемья – основа патриотизма

Енина Надежда Леонидовна Воспитатель МБДОУ ЦРР д.с "Рябинушка" город Абакан Республика Хакасия

Семья – основа патриотизма.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.

(Е. А. Мухачёва)

Патриотизм-одно из самых глубинных чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Учёные – генетики утверждают, что у человека существует ген патриотизма. А вот из каких капелек складывается у маленького человека это качество, до сих пор никто не знает, хотя, видимо, самая первая капля – это семья – мама, папа, дом, природа родного края. Суть патриотического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, природе, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Условия реализации патриотического воспитания:

  • Быть самому патриотом.
  • Создать соответствующую среду.
  • Привлечь родителей.
  • Установить связь с окружающим.

Первые воспитатели ребёнка – это его родители. Они закладывают понятия о малой родине, о семейных ценностях. Мы как воспитатели, обязаны помочь родителям в этом.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Главной педагогической идеей для реализации данного направления в воспитанииявляется: «Превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу — в интерес семейный. Сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками». Т. е.

  1. Довести до родителей истину, что право и обязанности воспитания их детей – это родительское право и обязанность.
  2. Укрепить у родителей чувство уверенности в их силах и мудрости.
  3. Пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  4. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста.
  5. Оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  6. Обучить родителей педагогически эффективному общению с детьми.
  7. Вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе как необходимости развития собственного ребёнка.

Для того чтобы привлечь родителей к мероприятиям педагогами широко применяются различные формы работы, как групповые, подгрупповые так и индивидуальные.

  • беседы;

«Я люблю тебя, Россия»

«Кто живёт в нашей республике»

«Государственная символика России»

«Москва – столица нашей Родины»

«Русский национальный костюм»

  • консультации:

«Воспитание самостоятельности и ответственности»,

«Как воспитать маленького гражданина»;

  • совместные конкурсы:

«Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

  • совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.;
  • досуги, праздники:

«День матери», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

Фольклорные праздники русского и хакасского народа.

  • поручения родителям.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; встречи за круглым столом.

При проведении анкеты мы выяснили, что мы сами не всегда знаем свою родословную, в лучшем случае дедушек и бабушек. Семейные реликвии тоже не всегда имеются в семье. Это тоже заставляет задуматься. В данный момент готовимся к выставке «Герб моей семьи», где родители вместе с детьми придумают и создадут Герб своей семьи.

Всё это способствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

К. Ушинский считал, что патриотизм не только задача воспитания, но и могучее педагогическое средство воспитания. А воспитание – это жизнь, простая и сложная, красивая и не очень, но всегда интересная. Ради того, чтобы он полюбил этот мир и себя, как его полноправную часть, стоит потрудиться.

Литература:

  1. Воспитания маленького гражданина…Ковалева Г.А М.: АРКТИ, 2005
  2. Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. Моя страна Россия. Просвещение, 2001
  3. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Баранникова О.Н.
  4. С чего начинается Родина? Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  • Воспитание любви к Родине;
  • Воспитание уважения к старшему поколению;
  • Воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • Знание истории своей страны;
  • Другое- ___
  • Затрудняюсь ответить.

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

  • Да;
  • Нет;
  • Затрудняюсь ответить.

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

  • Прививать детям уважение к людям своей страны;
  • Познакомить с обычаями и традициями своего народа;
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
  • Расширять представления о родной земле, её столице, городах;
  • Ознакомление с историческим прошлым России;
  • Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

4. Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? ___

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  • Да;
  • Нет;
  • Затрудняюсь ответить.

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? ___Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.)

1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ___
  4. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно- патриотических чувств?
  5. Да.
  6. Нет.
  7. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  8. В школе.
  9. В семье.
  10. В детском саду.
  11. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  12. Да.
  13. Нет.
  14. Иногда.
  15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Кстово, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  16. Да.
  17. Нет.
  18. Иногда.
  19. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? ___
  20. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу? ___
  21. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада? ___

Конспект НОД по социально – нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема: «Большая и малая Родины».

Цель: формировать у детей представление о родном городе, как о малой Родине.

Образовательные задачи:

  • дать детям представление, что такое «малая Родина», родной край
  • уточнить и расширить знания о родном городе, его истории

Развивающие задачи:

  • развивать память, воображение, связную речь
  • активизировать словарь по теме
  • развивать познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну
  • воспитывать уважение, любовь к родному городу.

Предварительная работа: беседа о городе и рассматривание открыток с видами города; чтение стихотворения о городе.

Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята, милые мои дошколята!

Вы рано все проснулись? Вы друг другу улыбнулись?

Здравствуйте, вы всем сказали? Что друг другу пожелали?

На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? Но сначала вспомним уже знакомое вам слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная». Сыграем в нашу любимую игру «Подбери словечко». Придумайте к слову «родная», «родной» подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать «родная», «родной».

(Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край и т.д.)

Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихах:

Мама.

Много мам на белом свете.
Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. Кто она?

Отвечу я Родная мамочка моя!

Воспитатель: Вот послушайте ещё раз: «Родная мамочка моя!». Давайте все вместе скажем нежно и ласково, какая наша мама, слово «родная».

Дети с воспитателем произносят слово «родная».

Детский сад.

Рано утром Детский сад
Малышей встречает.
Там игрушки для ребят,
В уголке скучают.

Красный мяч,
Синий мяч,
Куклы, медвежата…
Детский сад! Родной наш сад!

Любят все ребята!

Воспитатель: А давайте, все вместе озорно и весело скажем «родной наш сад!»

Дети с воспитателем произносят слово «родной».

Воспитатель: Вот так, по – разному может звучать одно и то же слово. А я придумала «родная сторона». Как вы думаете, что означает «родная сторона»?

Предполагаемые ответы детей6 дом, земля, поля, леса, город и т.д.

Воспитатель: Родная сторона – это то место, где нам всё дорого, близко, где мы родились, где всё для нас родное. Такое место по – другому называется Родина! Послушайте, как звучит это слово.

Ребёнок читает стихотворение:

Россия, Родина моя! Храни себя! Свои просторы голубые

До боли милые, родные. Россия – Родина моя, твоя, и наших близких.

За всё спасибо говорим! И кланяемся низко!

Воспитатель: Ребята, вы услышали те слова, о которых мы говорили? Россия! Родина моя!

Попробуйте сказать эти слова гордо и тожественно. У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель надевает элементы одежды: платок, очки, открывает сундук.)

Бабушка: Помоги – ка мне, Алёша, сундук открыть!

Леша: А, что у тебя в сундуке лежит, бабуля?

Бабушка: Да, вещи разные, они мне от моей родной бабушки достались. Я их берегу, они для меня родные. (Леша с бабушкой достают вещи – платок, ковёр).

Леша: А ковёр-то надо почистить, ой как надо.

Бабушка: Алёшенька, почисти коврик, а я по хозяйству пойду хлопотать. (Дети помогают.)

Алёша чистит ковёр, вдруг ковёр начинает кашлять, мальчик испуганно подходит к воспитателю, который уже снял элементы одежды бабушки.

Ковёр: Это я, ковёр! Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я ковёр – самолёт!

Воспитатель: Ребята, а у меня идея! Давайте попросим ковёр- самолёт помочь нам совершить небольшое путешествие. Ковёр – самолёт помоги нам, пожалуйста, понять, что же такое Родина?

Ковёр: Конечно помогу, рассаживайтесь поудобнее, полетели!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, родной наш город Абакан, наша малая Родина, осталась позади. Вокруг началась тайга. Но это тоже наша Родина, наша Республика Хакасия! Посмотрите вниз, под нами раскинулась река Абакан, а вон там, недалеко от берега, стоит юрта, возле нее горит костер. Своим теплом он зовёт нас к себе. Давайте спустимся к нему. И послушаем легенду о реке Абакан:

Давным – давно, когда на земле Хакасии зарождались горы, появился в этих краях медведь (АБА). Много лет нападал он на людей, уничтожал скот, держал в страхе жителей окрестных аулов и деревень. Один охотник решил помочь людям. Он нашёл медведя и вступил с ним в схватку. Долго они боролись, стремясь одолеть друг друга. Наконец, медведь не выдержал. Тяжело раненный, он бежал от охотника. Богатырь отправился по следу зверя. Вскоре среди дикой тайги увидел погибшего медведя, превратившегося в огромную гору. Из горы вытекала бурная струя, вбирая в себя все новые ручьи. Они постепенно превращались в поток. Ниже поток становился рекой. АБАХАН (медвежья кровь) – так стали называть эту реку местные жители.

Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают –
В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили…

Воспитатель: Весело нам, но пора лететь дальше, по нашей Родине! Посмотрите, уже остались позади тайга и река Абакан. Все – это наша малая Родина! Посмотрите вниз, какое широкое раскинулось поле, а вот и березовая роща. Какие они стройные и красивые, давайте покачаем как березки веточками. А над ними-небо! Да какое чистое, голубое, родное! Такое же большое, как наша Родина – Россия!

Нам пора возвращаться, вот мы и дома в нашем родном саду! Ребята, мы с вами раскрыли секреты таких замечательных слов Родина – Россия. Нарисуйте, какой вы ее представляете.

Просмотров: 453
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Киселева Елена Ивановна. НОД в младшей группе в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольника «Моя малая Родина»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Панкратова Олеся Евгеньевна. Викторина по нравственно-патриотическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Наша Родина — Россия»
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста тема «Моя родина: малая и большая»
  • Елена Постолова. НОД с детьми подготовительной к школе группы 'Наша Родина - Россия, наш язык - русский'
  • Глумова Татьяна Николаевна. Проект для детей старшей группы «Моя родина — Россия»
  • Захарова Татьяна Николаевна. Игра-викторина для детей старшей группы на тему 'Наша Родина — Россия'
  • Зарубина Наталья Вячеславовна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для старших дошкольников «Россия — Родина моя».
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Гнездилова Мария Сергеевна. Дидактическая игра – викторина по патриотическому развитию для старшего дошкольного возраста «Россия- моя Родина»
  • Лапухина Наталья Александровна. Сборник методических материалов по духовно– нравственному воспитанию детей 5-7 лет «Наша Родина—Россия»
  • Скороход Анна Федоровна. Мастер-класс для педагогов «Герб моей семьи, как одна из форм патриотического воспитания дошкольников»
  • Волошенко Евгения Сергеевна. Музыкально – спортивный праздник «Моя малая Родина» для детей старшего дошкольного возраста.
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Смирнова Татьяна Петровна. Проект по духовно-нравственному воспитанию детей «МОЯ РОДИНА — РОССИЯ»
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь