Автор:
Баландина Ольга Геннадиевна Воспитатель МАДОУ детский сад №6 г. Балаково, Саратовская область
Цель: Учить детей математическим операциям и логическому мышлению.
Задачи:
- Упражнять в придумывании и составлении рисунка из геометрических фигур.
- Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
- Закреплять умение определять предыдущее, последующее число к названному, в пределах 10.
- Составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и размером.
Средства ИКТ:
Скачать презентацию
Демонстрационный материал:
- 2 картины с изображение разных домов, презентация.
Раздаточный материал:
блоки Дьенеша, наборы геометрических фигур, наборы цифр от 1 до 20, простой карандаш, листы бумаги в клеточку, монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, счетные палочки.
Ход НОД
- Ребята, давайте встанем в круг.
Если ты её подаришь, то счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся, и к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об..... УЛЫБКЕ.
- Ребята давайте друг другу улыбнёмся, и начнём наше занятие.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по нашему любимому городу Балаково. Но для того чтобы отправится в путешествие нам нужен транспорт.
Задание №1
Игровое задание «Собери транспорт из геометрических фигур»
- На ваших столах лежат геометрические фигуры, из которых вы должны будете составить транспорт на котором мы отправимся в путешествие.
- На чём же мы можем путешествовать по нашему городу.
(мы будем путешествовать на автобусе)
- Молодцы, все справились с заданием.
Основная часть НОД.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что самое главное нужно путешественнику в путешествии?
(каждый путешественник берёт с собой карту той местности, куда он отправляется в путешествие.)
Мотивация
- Я тоже приготовила карту нашего путешествия, для того чтобы мы не заблудились и смогли вернуться в наш детский сад. Посмотрите на экран, это наша карта.
- Начнём наше путешествие.
- Первая остановка.
Задание №2
«Назови число предыдущее и последующее»
- Ребята посмотрите на карту, что здесь изображено?
(Здесь изображены цифры: 1,7, 6, 2)
- Правильно.
- У меня на столе лежат цифры, подойдите и возьмите их. Ко мне подойдут дети у кого карточки с цифрами 1, 7,6, 2.
- Молодцы.
- Скажите, какое число стоит после единицы?
(После единицы стоит число два)
- А какое число стоит перед семёркой, и какое после него?
- Какое число стоит перед числом шесть и после него?
- Какое число стоит перед числом два и после него?
- Молодцы. Ребята а ещё эти цифры 1, 7, 6, 2 обозначают год рождения нашего города. Наш город был основан в 1762 году. В этом году нашему городу исполнится 256 лет.
Задание №3
«По порядку рассчитайся»
- Ребята, а вот ещё одно задание для вас. Встаньте так, чтобы получился порядковый счёт от 1 до 20. Давайте каждый из вас назовёт ту цифру, которая изображена на его карточке.
- А теперь немножко погуляем по нашему городку.
(Воспитатель предлагает прогуляться в 3-х направлениях: прямо, вправо и влево)
- Сейчас направо пойдут все дети у кого на карточке цифры, больше десяти.
- Налево идут дети у кого на карточке цифры меньше пяти.
- Прямо пойдут все дети у кого на карточке цифры больше четырех, но меньше десяти.
(Таким образом, каждый ребенок идет в определенном направлении)
- Отправляемся дальше.
- Вторая остановка.
- Посмотрите, что изображено дальше на нашей карте.
(На карте изображена цифра пять)
Задание №4
«Слуховой диктант»
- На ваших столах лежит листок в клеточку. Сейчас мы проведём слуховой диктант. Но сначала проведём гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз “Весёлая неделька”
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
- А сейчас возьмите в руку карандаш. От точки проведите прямую линию влево отсчитав три клеточки, проведите прямую линию вниз отсчитав две клеточки, проведите прямую линию вправо отсчитав три клеточки, проведите прямую линию вниз отсчитав три клеточки, проведите прямую линию влево отсчитав три клеточки. Какая цифра у вас получилась.
(цифра 5)
- Молодцы.
Задание №5
Игровое задание «Цифра пять»
- Постройте дома, так чтобы в сумме в каждом доме было по пять комнат.
- Сколько домов у вас получилось?
- И с этим заданием вы справились на пять.
- А сейчас посмотрите на экран. А покажу вам пять самых знаменитых, и самых старых зданий нашего города.
(Особняк Паисия Мальцева, Церковь Пресвятой Троицы, дом В.И. Чапаева, торговый дом Шмидта, старая пожарная часть.)
- Отправляемся дальше.
- Третья остановка.
- Куда же мы отправимся дальше, что изображено на карте?
(На карте изображены дома.)
Задание №6
«Разные дома»
- Правильно. И следующее наше задание называется «Архитектура старого города».
- Посмотрите внимательно на изображение, и найдите отличие между двумя домами.
- Ребята, вы правильно нашли все отличительные особенности архитектуры этих двух домов.
- В нашем городе также все здания отличаются друг от друга.
- Вы наверное устали, давайте немножко отдохнём.
Физминутка.
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
- Отправляемся дальше.
- Каждый путешественник в путешествие дерёт с собой воду, еду. А мы не взяли с собой ничего. Где же мы можем это всё взять.
(мы можем купить в магазине)
- Посмотрите на карту, следующая остановка магазин. Вы правильно сказали, мы сможем купить в магазине еду.
Задание №7
«Весёлые задачи»
- Давайте с вами решим задачи.
- У меня было десять рублей. В магазине я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?
(Дети определяют структуру задачи, повторяют её целиком и по указанию воспитателя выкладывают монеты достоинством 10 и 2 рубля. Отсчитывают 10 счётных палочек, две из них отодвигают вправо и отвечают на вопрос задачи. Воспитатель формулирует решение задачи)
- Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо от десяти отнять два. Получится восемь. Восемь рублей осталось после покупки бублика.
(Затем дети у себя на столах, один ребёнок на доске, выкладывают «монеты», которые в сумме составляют 8 рублей, и обсуждают полученные варианты.)
(5рублей+1рубль+2рубля…)
- Молодцы. А теперь задача на быстроту. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Раз арбуз и два арбуз.
Сколько вместе, знает Плюс!
Все объединить он может,
И в одну корзину сложит
Грушу и гранат Наташи,
Пару апельсинов Маши
И вдобавок манго Пети,
А потом он нам ответит,
Сколько фруктов здесь всего!
Ну а ты проверь его!
(всего в корзине 5 фруктов)
(Воспитатель произносит ещё раз задачу, и при каждом названии фруктов показывает названный фрукт на экране. Затем вместе с детьми считает сколько фруктов получилось)
- Вот ребята мы и закончили своё путешествие по городу Балаково. Пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Ребята а без чего мы не смогли бы вернуться в детский сад.
(Без карты)
Рефлексия:
- А сейчас давайте встанем в круг. Ребята если вам понравилось занятие, то покажите улыбку ладошками в верх, а если не понравилось, то улыбку ладошками вниз.
- Я очень рада, что вам все понравилось наше занятие- путешествие. И мне понравилось, как вы сегодня работали. Молодцы.
|