Современная образовательная среда — это сложная структура, успех деятельности которой зависит от всех, кто к ней причастен. Педагогика стремительно развивается во всех направлениях, наука открывает новые грани и возможности для совершенствования образовательного процесса. В эпоху небывалого прогресса каждый, кто считает себя педагогом, обязан не только внести нечто новое и ценное в педагогику, но и действовать сообща, в команде.
Успех образования может быть достигнут только при условии активного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Результат отдельного педагога крайне важен, но, когда речь идет о чем-то сложном и важном, стоит опираться не только на свой опыт и знания, но и прислушаться к мнению коллег, родителей ребенка. Ведь в воспитании и образовании ребенка принимают участие семья и все педагоги, которые взаимодействуют с ребенком — будь то в школе или в детском саду. А это означает, что их объединяет общая цель – становление гармоничной личности маленького человека.
Я работаю воспитателем в детском саду, который входит в состав ГБОУ Школа №1551. В наших дошкольных группах обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. За годы своей работы с этими детьми, я поняла, что самостоятельно нести весь груз ответственности за качественное воспитание и образование просто невозможно. Построение образовательного процесса, учитывающего все индивидуальные особенности и возможности детей, это необычайно сложно. Ежедневно, реализуя индивидуальный образовательный маршрут ребенка, я общаюсь с своими коллегами. Всегда могу надеяться на помощь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и второго воспитателя. Мы объединены общим делом и работаем на один общий результат. Их философия по отношению к маленьким детям идентична моей — они хотят помочь, предупредить, подготовить, то есть социализировать ребенка во всех смыслах этого слова. А самое главное то, что они по-настоящему любят детей и свою работу.
Скачать конспект
Но не только коллектив Школы, но сам город, в котором мы живем способствует развитию детей, помогает нам педагогам стать более результативными. Например, городской психолого-педагогический центр проводит много различных мероприятий, помогающих молодым педагогам, обогащающих опыт воспитателей, проработавших долгие годы.
В начале сентября на площадке ВДНХ прошел международный форум «Город образования». Мы с коллегами были восхищены масштабом данного мероприятия. Очень увлекательно и познавательно было смотреть презентации образовательных проектов, участвовать в лекциях и мастер- классах. Форум позволил почувствовать себя частью огромной команды «Московского образования».
Замечательно, что город Москва предоставляет огромные возможности нашим воспитанникам в поиске ответов на так часто задаваемое детское «почему?». Ребята с удовольствием участвуют в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». В этом году мы попробуем свои силы в московском детском чемпионате KidsSkills.
Но главное, что в основе успеха коррекционно-развивающей работы с особыми детьми – принятие, а в основе принятия – любовь к людям, понимание того, что все мы разные и в этом заключается красота и разнообразие этого мира. И только в этом случае особенность не будет восприниматься как недостаток. В одном из психологических очерков Л. С. Выготский писал: «Никакое большое дело в жизни не делается без большого чувства». Наш город Москва за последние пять лет во многом изменился. И мы видим, что слова «принятие», «толерантность» перестали быть пустым звуком и красивыми фразами. Все вокруг, начиная с тротуаров во дворах и заканчивая центром нашего замечательного города, стало удобным и доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья.
В свою очередь наш коллектив старается, чтобы нашим маленьким воспитанникам было комфортно в том кусочке города, в нашей дошкольной группе, чтобы сейчас в данный момент времени ребенку было интересно и радостно. Конечно, вся наша работа направлена на будущую социализацию маленького человека. Поэтому я не имею права «отрываться» от своего коллектива. Без них я могу что-то сделать, что-то улучшить, чем-то помочь, но этого мало. Это не результат, это капля в море. Пример работы администрации нашего города показывает, что если браться за дело вместе, большой дружной командой, то и эффект получится не просто отличным, а превосходящим все ожидания! Ведь не зря говорят, что «один в поле — не воин».
Положительные результаты команды наших педагогов во многом зависят от включенности семьи в коррекционно-образовательный процесс. Наши специалисты и мы, воспитатели, стараемся рассказать не только о дефицитах ребенка, но, главное, о его достижениях. Пусть сегодня сделан совсем маленький шаг, но родители должны знать, о динамике ребенка, о его успехе, о том, что это действие стало возможным для ребенка. Вместе мы можем порадоваться и стать ближе к семье нашего воспитанника.
А иногда так важно поддержать родителей в определенный момент жизни, объяснить им то, что непонятно, например, в поведении малыша, вселить надежду, показать перспективу в дальнейшем развитии. Самое важное – не «зацикливаться» на проблемах, а прививать ребенку мысль о том, что все люди сталкиваются с определенными проблемами, которые нужно воспринимать, как задачи, что он сможет справиться с временным затруднением, преодолеть проблемы и прийти к поставленной цели.
Каждый из педагогов нашего дружного коллектива, каждая семья наших воспитанников, каждый НАШ ребенок — это участники одного великого дела.
Мы стараемся творчески подходить к образованию детей и их личностному формированию. Возможно, мы вместе, собрав свои силы и вдохновение, сможем воспитать сильных людей, которые станут гармоничной частью современного общества.
Дружная команда в образовательной среде — это залог успеха Московского образования. Мы ВСЕ работаем на общий результат, и достигаем его. Поэтому могу с уверенностью утверждать, что московское образование — дело командное. И очень успешное!
|