Новорожденный малыш познает мир при помощи зрения, осязания и слуха. Но порой действительность бывает суровой к тому или иному маленькому человечку, и тогда он приходит в наш мир с какими-либо нарушениями. Иногда состояние здоровья ухудшается в результате разнообразных заболеваний или несчастных случаев.
Средний человек гораздо больше беспокоится о состоянии своих зубов, чем зрения, — потому, наверное, что зубная боль вызывает столько мучений, к тому же и зубов можно лишиться.
Да, плохое зрение не причиняет физической боли, хотя может раздражать так же, как головная боль, вызывать быструю усталость и нежелание выполнять определенную задачу (как отказывается читать ребенок, «ненавидящий» это занятие); да, глаз лишаются относительно редко. Большинство родителей дважды в год насильно отводят своего ребенка к зубному врачу на профилактический осмотр, исправляют прикус, следят за тем, чтобы он регулярно чистил зубы — так и надо. Но те же самые родители плохо себе представляют, что пренебрежение зрением ребенка может привести к гораздо более тяжелым последствиям, чем кариес, — например, к плохой успеваемости в школе, затем — к ограничению возможности получить хорошую работу и даже к слепоте. Чтобы помочь родителям, а в первую очередь детям с нарушением зрения, педагоги нашего дошкольного учреждения проводят ежедневную коррекционную работу.
Обучение и воспитание наших детей в детском саду осуществляется по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения «От рождения до школы» И. Е. Вераксы и по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л.И. Плаксиной.
Чтобы облегчить ребенку освоение режима дня, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и ненавязчивым. При этом воспитателю необходимо учитывать возрастную особенность, диагноз ребенка.
Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.
Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.
При выборе игрушек, инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);
Для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается детьми с патологией. Педагог должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка).
Что касается организации внутрисемейных обязанностей, родители должны знать, что ребенок со зрительными нарушениями обязательно должен вовлекаться в их реализацию. Также не стоит ограничивать общение и контакты такого ребенка с нормально видящими сверстниками и взрослыми.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия и решает образовательные, воспитательные задачи, от успешного решения которых в дошкольном возрасте во многом зависит психическое развитие ребенка с нарушениями зрения.
В нашем детскм саду коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные упражнения по развитию зрительного восприятия и организация развивающих игр и упражнений в общеобразовательных областях (познаввательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие и др.), а также в режимных моментах (играх, бытовой деятельности). Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом. Работа по развитию зрительного восприятия строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития и восстановления зрения детей на основе стимуляции всех потенциальных возможностей. Специфичность моей работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии её со всеми видами детской деятельности; во всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.). Для детей с нарушениями зрения характерно большое отставание в сроках развития восприятия. Поэтому первой специальной, коррекционной задачей является обеспечение как можно более раннего начала развития восприятия.
Наряду с поздними сроками начала развития у детей с нарушениями зрения наблюдается замедленный темп развития восприятия. Следовательно, второй задачей будет ускорение темпа развития восприятия.
Аномальное развитие характеризуется не только отставанием, но и наличием отклонений. Следовательно, третья задача - преодоление имеющихся отклонений, в одних случаях - коррекция, в других - компенсация.
Для того, чтобы развитие восприятия у детей с нарушениями зрения шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методы. Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения.
На первых порах обучения нельзя применять изолированную словесную инструкцию, потому что дети изучаемой категории не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают качества, свойства и отношения предметов, т.е. сенсорных эталонов. Часто не понимают конструкцию фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения заданий. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами.
В нашем детском саду коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения проводится ежедневно, во второй половине дня. Весь материал подобран в соответствие с диагнозом ребенка. Для работы по развитию восприятия предъявляются игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов.
Необходимо все время менять предметы, с которыми действует ребенок. Постепенно количество цветов, форм, величин, из которых производится выбор, увеличивается. Детям предлагают для выбора все более близкие цвета, формы и величины. При этом не во всех случаях дети должны знать название цветов, форм, величин, с которыми они действуют. Главное - сформировать ориентировку на свойство.
Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого также необходимо использовать игровую форму занятий и подражание. Дети строят по подражанию действиям педагога несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное расположение элементов – «внизу», «наверху», «рядом», ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т.п. Детей с нарушениями зрения нужно учить различать реальное объемное пространство и его изображение на плоскости, то есть на бумаге, на доске, и соотносить их. Для этого проводятся игры типа «Вертушки», конструирование по рисунку-образцу, зарисовка конструкции сначала взрослым на глазах у детей, а за тем самими детьми.
Дети с нарушениями зрения недостаточно правильно, четко воспринимают не только отдельные свойства, но и предметы в целом. Их представления глобальны, нерасчлененны. К началу обучения дети часто не выделяют нужный предмет среди других. Обучение выделению и восприятию целого предмета начинается с самого начала обучения - этому служат все игры и упражнения, направленные на развитие внимания, подражания действиям с предметами, запоминания. В этих играх и упражнениях дети учатся выделять отдельные предметы, следить за их перемещением, узнавать их среди других. Все это способствует формированию целостного образа предмета, но не исчерпывает всех задач, которые связаны с ним. Большую роль в процессе создания целостного образа играет сопоставление парных предметов, выбор предметов по образцу. Здесь обеспечивается узнавание предметов, их дифференциация.
Часто, складывая разрезную картинку, дети с нарушениями зрения не знают, куда положить те или иные части, так как не представляют себе целостного образа предмета - ни его общей формы, ни того, из каких частей он состоит, как расположены эти части. При этом не получается целый предмет, но детей это не смущает. Они довольны своими действиями, и им не важно получился ли целостный образ или нет, т.к. целостность образа у них отсутствует.
Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная деятельность ребенка - аппликация, лепка, рисование, но лишь на определенном уровне развития самого целостного восприятия. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушенияем зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
В самом начале дети еще даже не понимают, что рисунок, картинка - это изображение реальных предметов. Именно этому их надо учить.
Содержание коррекционной работы направленно, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными. В связи с этим нелбходимо уделить большое внимание предметному рисованию с натуры.
Одновременно или несколько позднее начинается работа по сличению игрушек с картинками и подкладывание картинок к предметам и предметов к картинкам, также при выборе из двух. Постепенно расширяется круг предметов, увеличивается количество объектов, из которых производится выбор. В зобразовательную деятельность включаются игры, в которых ребенок отыскивает спрятанную игрушку по картинке-образцу («Найди, где это спрятано» и др.). Все это приводит к тому, что дети начинают понимать нарисованное (рисунок, картинка) изображение реального предмета. Именно на этом уровне может появиться у них и первый осознанный предметный рисунок. Но на этом останавливаться нельзя, потому что «чтение» рисунка остается очень примитивным. Так, дети без специального обучения не понимают изображений действий, эмоционально-выразительных средств, не могут воспринимать изображение пространства (удаленность, перспектива, заслонение).
Взаимоссявзь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях по лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения.
Специфичность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста состоит: во взаимосвязи и взаимодействии коррекционной работы со всеми видами детской деятельности; всестороннем воздействии содержания, методов, приемов и средств коррекции на психику ребенка; в компенсаторном развитии средствами деятельности (игры, труда, занятий и т.д.); в интеграции ребенка в общество зрячих на основе сложившихся у него социально-адаптивных форм общения и поведения. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, а именно пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка, временные ограничения, упражнения и игры соответствуют диагнозу и возрасту детей, создание необходимых условий для каждого ребенка.
Литература: 1. Зрение, очки и контактные линзы | Соломон Г., Цинн У.
2. Журнал. «Дефектология», 2002,№6 и 2002,№3
3. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду с нарушением зрения.- М.: Город, 1998.
4. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология ). – М.: Классикс Стиль, 2006. – 256 с.
5. Статья «Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения».М. Н. Салова, Л.А. Жданова, Т. Ф. Абрамова., М. М. Безруких, С. П. Ефимова,М. Г. Князева «Как готовить ребенка к школе» , «Арктоус» Тула 1997год.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежедний IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная раболта в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.- 256с.
|