Консультация для родителей, воспитателей и учителей начальных классов "ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Департамент образования города Москвы Северо–западное окружное управление образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы Лицей № 1571 дошкольные отделение «Радуга». г. Москва, ул. Планерная, 14, стр. 4.
Материал подготовила: Шулакова Ольга Ивановна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории стаж педагогической работы – 24 года.
Зрительная информация составляет от 80 до 90% от всей информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека. Поражение зрительного анализатора препятствует восприятию и переработки информационных сигналов от окружающего мира. Зрение является важнейшим источником информации об окружающем мире.
Скачать конспект
Зрение облегчает детям, на разных этапах их развития, включение в различные жизненные ситуации:
- помогает осуществлять различные виды игровой, учебной, бытовой, общественной, трудовой деятельности,
- ориентироваться в пространстве при любом освещении,
- общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
- позволяет быть мобильным,
- выполнять различные простые и многоплановые предметно-практические действия.
Поскольку зрение имеет многообразные связи с другими функциями и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка, то его нарушение ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии: т.е.
- страдает познавательная деятельность,
- ориентация в пространстве и мобильность,
- формирование представлений и предметно-практических действий,
- трудовых навыков,
- отмечаются недостатки в формировании таких двигательных функций как скорость, точность, координация.
Трудно переоценить роль зрительного анализатора в развитии ребенка и каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.
Близорукость — как правило, приобретенное заболевание, когда в период интенсивной зрительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр TV-передач, игр на компьютере) из-за нарушения кровообращения, происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению).
В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени — и вблизи.
Дальнозоркость В отличие от близорукости, у детей это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.
Первые признаки проявления дальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних случаях — понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности.
Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону.
Причин нарушений зрения у детей существует немало.
- Наследственность — одна из серьезнейших причин нарушений зрения;
- частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз
(ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами);
- недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей;
- неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у Вашего ребенка начнутся проблемы со зрением;
- длительный просмотр телевизора или сидение за компьютером утомляют мышцы глаз ребенка, способствуя развитию близорукости и появлению других проблем со зрением;
- плохая освещенность рабочего места в классе и дома, особенно при искусственном освещении;
- неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий;
- неправильная посадка детей во время чтения и письма;
- неправильный режим дня, непродуманное чередование учебы и отдыха.
В наших с Вами силах устранить все возможные неблагоприятные условия, чтобы предупредить прогрессирование и развитие у школьников зрительных нарушений.
Педагоги, врачи и родители должны совместно добиваться улучшения гигиенических условий жизни школьников:
- как можно раньше приучить детей к правильной посадке при чтении и письме;
- правильно подобрать соответствующую вашему ребенку мебель для занятий и выполнения домашних заданий;
- нужно создать такой режим дня, чтобы не было переутомления;
- крайне необходимо обеспечить хорошее освещение рабочего места;
- поощрять детей заниматься общей и специальной физической культурой, что имеет не только оздоровительное, но и психологическое значение.
- следите за рационом ребенка: для глаз полезны продукты с высоким содержанием кальция, фосфора, витамина А.
- особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз.
- Они укрепляют глазные мышцы, снимают напряжение. Глаза получают возможность свободно двигаться, что имеет огромное значение для близоруких и дальнозорких детей.
- Они активизируют кровоснабжение глаз и способствуют поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода
- Они способствуют долговременному сохранению эластичности и гибкости глазных мышц.
- Укрепляют мышцы век.
- Снимают переутомление зрительного аппарата.
- Приводят к значительному улучшению зрения.
Приведем несколько простых упражнений для детей младшего и среднего школьного возраста, которые помогут улучшить и сохранить зрение, способствуют профилактике близорукости и дальнозоркости.
Упражнения для снижения визуального напряжения,
восстановления зрительной работоспособности
(релаксационный комплекс):
- Использование элементов аутотренинга (до 10 мин) и элементов бесконтактного массажа (тепловое нагревание) (до 2 мин)
- Выполнение упражнения «ПАЛЬМИНГ» (до 3 мин)
Закрыть глаза, накрыть их ладошками.
Упражнения для тренировки и укрепления
глазодвигательных мышц или окологлазных мышц.
Динамичный комплекс:
- Повороты глазного яблока по горизонтальной, вертикальной, диагональной направлениям. Все упражнения выполняются с открытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
- Те же упражнения с закрытыми глазами. Продолжительность – до 3 мин.
- Выполнение поворотов глаз по часовой стрелки и против часовой стрелки, с открытыми глазами и с закрытыми глазами. Продолжительность – 2 — 3 мин.
- Выполнение поворотов глазного яблока с использованием тест-объекта (флажок, карандаш, ручка и т.д.). Продолжительность – 2 — 3 мин.
- Приближая и отдаляя флажок от носа, следить за ним открытыми глазами. Закрыть глаза и попытаться повторить движения глаз.
Дополнительный релаксационный
и аккомодационный комплексы
направленные на сброс зрительного напряжения
Продолжительность всех упражнений – 3 минуты:
- Повороты глазных яблок по визуальным контурам окружающих предметов, по периметру окружающих предметов: — сидя на стуле 1,5 – 2 метра перед окном, поочередно фиксируем взор с нижнего левого оконного угла переводим на верхний левый оконный угол, с верхнего левого оконного угла в правый верхний оконный угол, с правого верхнего оконного угла в правый нижний оконный угол и т.д.
- Повороты глазных яблок в разных направлениях с использованием тест объектов.
- сидя смотреть перед собой на объект (флажок, карандаш и т.д.), удаленный на 30-50 см.
- плавно перевести флажок направо, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда направо
- плавно перевести флажок налево, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда налево
- плавно перевести флажок вверх, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда вверху
- плавно перевести флажок вниз, прослеживающими движениями глаз фиксация взгляда внизу
- выполнение круговых движений флажком, пролеживающие круговые движения глаз в оду и в другу стороны.
3. Выполнение поворотов глазных яблок в различных направлениях с помощью партнера.
Сесть 1-1, 5 м. друг на против друга, партнер держит в руках тест объект (флажок, ручку и т.д.):
Выполнить те-же действия, что и в предыдущем упражнении, только флажок направляет партнер.
4. Упражнения для цилиарной мышцы для левого, для правого глаза и для обеих глаз.
Закрыть правый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.
- медленно приближать и удалять флажок, прослеживая левым глазом за его движением
Закрыть левый глаз одной рукой, в другую руку взять тест-объект, вытянуть его перед глазами на 30 см.
- медленно приближать и удалять флажок, прослеживая правым глазом за его движением
Затем выполнить это же упражнение не закрывая глаза, т.е. для обеих глаз.
5. Упражнение «Метка на стекле»
Проводятся в комнате. Нужно прикрепить к оконному стеклу на уровне лица круглую яркую метку диаметром 3—5 миллиметров, надеть рекомендованные очки для дали, встать на расстояние 30—35 сантиметров от окна.
- взгляд на тест объект перед глазами, затем перевести взгляд на метку на стекле
- взгляд на метку на стекле, затем перевести взгляд на естественно отдаленный объект за стеклом.
6. Аккомодационное упражнение с использованием естественных отдаленных объектов (здания и т.д.).
На прогулке предложить ребенку рассмотреть предмет на близком расстоянии, а затем перевести взгляд на удаленный предмет и наоборот.
Родители, педагоги и врачи могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир. И если мы сможем объединить наши с вами желания и возможности, то наши дети смогут быть здоровыми, счастливыми и успешными.
Список литературы
- Аветисов Э. С. Охрана зрения у детей — М., 1975.
- Бейтс У.Г., Корберт М.Д. Пальминг /методическое пособие/ СПб, образование 2002.
- Глушкова Е. К. Береги зрение. — М., 1987.
- Калашникова Е.А. Улучшение зрения. – М., 2006.
- Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Охраняем и развиваем зрение.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (начальная школа) /Л. И. Плаксиной. — М. 1997.
- Рубин Э.Д. Как улучшить свое зрение. – Ростов н/Дону, 2005.
- Сычов А.А. Гигиенические мероприятия по предупреждению развития близорукости у детей: «Санитария и гигиена». – М., 1977.
|