Павлова Надежда Рюриевна. Фольклорное занятие на тему «Тула самоварная!»

Фольклорное занятие на тему «Тула самоварная!»
Павлова Надежда Рюриевна – заместитель заведующей по ВМР

Цель:
Обобщить знания детей о народных промыслах Тульского края
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;
Развивать творческие способности детей, певческие навыки, актерское мастерство, музыкальность на основе разных жанров тульского фольклора.
Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус
Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись.

Предварительная работа:

экскурсия в музей «Тульский самовар», «Тульские древности»
беседы, рассказы по теме, рассматривание иллюстраций: филимоновская игрушка, самовары, гармонь, оружие
дидактические игры: «Опиши предмет, который нравится», «Магазин игрушек», «Путешествие по Тульскому краю».
работа с картой Тульской области

Рисование: филимоновская игрушка, расписной самовар

Материал и оборудование: самовары, филимоновские игрушки, оружие, пряники, народный костюм, импровизированное оружие, картинки

Ход занятия:

Занятие проходит в музыкальном зале.

Воспитатель:
- дети, мы живём с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами. А вы знаете, какими промыслами славится наш родной край? Скажите мне ребятушки, а бывали ли вы когда-нибудь на настоящей Тульской ярмарке. Хотите побывать? Сегодня мы с вами туда отправимся. Итак, в путь.
( дети идут в музыкальный зал, оформленный под ярмарку)

У дверей их встречает скоморох:
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда,
а у нас ли тары бары всяки разные товары.
Ужо в Туле так идет, что талантливый народ
сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит,
чашей полной дом тот станет.
Добро пожаловать гости дорогие.

Воспитатель обращается к торговцам:
Скажите вы нам без утайки, где вы ездили, бывали, что вы видели, узнали, чем же славится родной Тульский край наш дорогой.
(звучит музыка)

Торговцы:
В разных мы местах бывали, чудеса мы там видали. Всё расскажем и покажем и споём и даже спляшем.
( дети с педагогом подходят к витринам, где выставлены филимоновские игрушки.)

1-й Торговец:
- удивительное чудо - говорят о нём повсюду. Погляди как хороша - игрушка филимоновская.

Воспитатель:
- дети, а вы знаете историю филимоновской игрушки? Я вам сейчас расскажу - Свое название они получили от деревни Филимоново, основными игрушками являются традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Основные цвета, которые используют мастерицы - малиновый, зеленый, желтый и голубой - игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру. Раньше народные умельцы вывозили свой товар на ярмарку и предлагали всем желающим купить игрушки.

2-й торговец:
- сладким чаем, сладким чаем, угощаем с пряниками тульскими из самоваров русских.
Чай горячий – наша сила, украшение стола.
“ С чая лихо не бывает!” - так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает, пей хоть пять часов подряд!
( дети отправляются к витрине с самоварами и пряниками)

Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками, тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. ( Дети угощаются пряниками)

3-й торговец:
- до чего же хороша Тульская гармошка, ноги сами в пляс идут, попляши немножко. (Играет на гармошке) Тульский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И помогала им в этом Тульская гармонь. Воспитатель: А вы знаете, кто был основателем тульского баяна- Н.В.Белобородов.
Много танцев есть на свете, мы их любим танцевать, и на этой ярмарке предлагаем вам сплясать. (Небольшая танцевальная композиция, дети танцуют и поют частушки)

4-й торговец:
Эй, честные господа, вы пожалуйте сюда! Тула веками оружие ковала и от врага Москву защищала. (Звучит отрывок из песни « Тула веками оружие ковала...)

воспитатель:
- да действительно Тула славилась своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом царя Федора, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. Петр I знал и ценил оружейных мастеров. Государев заказ составил до двух тысяч ружей. В Заречье был построен деревянный оружейный двор.
Скажите, а какой мастер кузнечных дел прославил Тулу? Да это Левша. Чем он так прославился? (ответы детей, дети рассматривают картинки, изображающие Левшу)

5-й торговец:
Мужики здесь – мастера, ловко правят все дела, да и девушки подстать, им не станут уступать. А знаете дети, какой традиционный наряд носили тульские девушки? Русские народные костюмы удивительной красоты и очарования хранят в себе не только историю веков, но и до сих пор являются традиционной одеждой в некоторых частях Росси. Детские народные костюмы доставляли радость детям и были любимыми нарядами на все праздники.
Состояли они из нарядной белой блузки, сарафана, "епанечки" под золото. Посмотрите. (Дети рассматривают народный костюм)

Заключение
Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем. Мы сегодня побывали с вами на настоящей Тульской ярмарке и узнали много нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, родина филимоновской игрушки.

Литература:
Край наш Тульский. В.Пеньков, С.Стекунов. Приокское книжное издательство, Тула,1975
Филимоновская игрушка. Тула,1988
Тула. Путеводитель. Тула,1973
Житный дед и богатырь Пересвет. А.Логунов. Тула,1987

Просмотров: 145
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Павлова Виктория Леонидовна. Сценарий 8 марта для дошкольников 'Мам поздравляют дети!'
  • Филимонова Любовь Ивановна Чушаекова Елена Николаевна. Занятие в группе раннего возраста «Как дети солнышко будили»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Смирнова Ольга Викторовна. Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для средней группы «Как дети Осень искали»
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Горностаева Татьяна Викторовна. Тренинг занятие на тему: «Родители и дети: пути взаимодействия»
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь