Статья педагога-психолога, старшего воспитателя ГДОУ № 66 Беленок О.Г.
Каждый год, особенно осенью от педагогов слышишь сетование, а то и упреки в адрес родителей, вновь поступивших в ДОУ детей: «Они ничем не интересуются, и даже решение проблем развития собственного ребенка откладывают на «потом», им всегда некогда, они всё время куда-то торопятся. Другие же — наоборот: «повсюду суют свой нос» и слишком много внимания уделяют персоне своего ребенка, видя только своё чадо в рамках группы, и принижая, а то и совершенно не считаясь с потребностями, интересами детского коллектива.
Скачать конспект
По человечески воспитателей можно понять. Эта проблема перестаёт существовать, когда педагогическое сообщество перестанет упрекать родителей за их «Педагогическую пассивность и /или неграмотность». Если идти в сотрудничестве с семьёй по пути постоянного поиска виноватого, то можно зайти только в тупик. Что красноречиво и подтверждает печальная статистика живучести жалоб и конфликтов «педагог – родитель».
Кто – то из «сильных» мира сего сказал: «Счастье – когда тебя понимают», я посмею перефразировать: «Счастье – это когда тебя принимают таким, какой ты есть»!
Сегодня мы говорим о системе сопровождения в рамках дошкольного учреждения.
В первую очередь, конечно, это касается сопровождения ребенка, но не менее значимо и сопровождение семьи. Невозможно осуществлять сопровождение детей без сопровождения родительства.
Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в своей воспитательной функции, но очень часто им не хватает элементарной психолого –педагогической грамотности, чтобы решать свои проблемы. Тут и должен на помощь родителю прийти психолог, педагог, воспитатель.
Так, что же собой представляет современный родитель, какой он?
Современный родитель ни хороший, ни плохой – он просто соответствует своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть своё безразличие к социальным нормам, требованиям к родительству. Порой он готов без смущения считать себя «идеальным родителем» так же, как без сопротивления может признать себя плохим воспитателем ребенка.
На мой взгляд, не признавать права современного родителя на педагогическое несовершенство – значит лишить его возможности развиваться, сделать свой собственный выбор пути в достижении родительской компетентности.
Семья – уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В современном мире всё больше растет понимание семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
В определяющей мере успешность социализации дошкольника зависит от взрослого, а точнее от того, ощущает ли ребенок любовь и внимание своих близких, чувствует ли себя принятым своими родителями. Именно поэтому является и актуальным вопрос о сопровожении родительства.
Сегодня мне хочется поделиться с Вами тем багажом, которым владеет коллектив нашего учреждения.
Одним из наиболее тяжелых и важных во всей нашей работе является адаптационный период. Систему работы в этом направлении мы строим следующим образом:
- Общее родительское собрание, на котором присутствует не только администрация сада, но и все специалисты (логопед, психолог, физ. руковадитель, муз. руководитель, педагог дополнительного образования).
- Проведение индивидуальных консультаций психологом, старшим воспитателем и будущими воспитателями ребенка. (Весна – лето).
- Анкетирование родителей.
- Подборка и разработка индивидуальных рекомендаций для каждой семьи.
В рамках анкетирования семьи мы проводим заодно и мониторинг определения приоритетов родителей в области их педагогической грамотности. Анкеты позволяют изучить запрос как в целом по ДОУ, так и «познакомиться» с каждой семьёй.
Хочется отметить, что такие исследования способствуют не только изучению социального заказа родителей, но и ведут к неким изменениям в работе по этим направлениям в учреждении. Например, годовой план работы учреждения включает в себя различные виды деятельности по наиболее интересующим родителей темам.
… Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальных консультаций. Очень часто родители не видят проблем своего ребенка. Как их повернуть лицом к ребенку, «заставить» увидеть в ребенке личность, постараться помочь понять им друг друга, научить конструктивно, общаться?
Несмотря на то, что на дворе XXI век, многие родители воспринимают приглашение на консультации достаточно враждебно, ставя порой знак равенства между психологом и психиатром. Поэтому мы избрали другой способ, помогающий родителю взглянуть на себя со стороны «глазами других» и тем самым объективизировать своё поведение и воспитательную функцию.
Мы решили организовывать и проводить в группах Вечера Досугов вместе с родителями. Иногда это только досуг на группе, иногда – совмещаем с праздником, концертом.
Все вечера разной направленности и наполняемости. Уже традиционными стали такие вечера досугов, как «Давайте познакомимся!», «Святки», «День семьи», «День Защитника Отечества», «Выпускной» -при переходе в другую группу.
Сюда же включаем музыкальные гостиные, спортивные досуги.
В подготовке и проведении таких мероприятий принимают участие те специалисты, которые задействованы по тематике и/или желанию (психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, физрук, логопед). Очень удачной была находка проведения досуга, как комплексного мероприятия, причём каждый специалист ставит и реализовывает свои педагогические цели.
( «Путешествие по сказкам»)
Несмотря на разные цели, главными в таких мероприятиях являются:
- Оптимизация детско- родительских отношений;
- Взаимное проникновение в мир чувств;
- Развитие рефлексии (Анализ собственных эмоциональных переживаний);
- Тактичное, целенаправленное расширение представление о том, что может чувствовать ребенок (в конкретных ситуациях);
- Способствовать пониманию и активному использованию широкого, разнообразного спектра коммуникативных средств, включая невербальные (например, Я-высказывания).
Занятия строятся на принципах:
- Равенства позиций,
- Отсутствие оценок,
- Особая эмоциональная окраска общения, искренность, естественность проявления эмоций.
Помимо сюжетной линии праздника мы включаем разнообразные совместные игры в диаде «Мать и дитя», нетрадиционные формы изодеятельности: совместное рисование пальцами, руками, волшебными красками, совместное конструирование, изготовление коллажей, символов, призов и т.д.
Всегда кто –то из родителей приходит с видио- камерой, мы рекомендуем родителям переписать праздник и дома всем вместе ещё раз посмотреть.
Прежде чем выбрать для себя форму работы с семьей, мы определили некоторые задачи, которые нам хотелось бы постараться разрешить в семейных отношениях, и во взаимодействиях «Мать и дитя», но со временем этот список увеличился и в настоящий момент своими мероприятиями мы способствуем:
В заключении хочется сказать, что не бойтесь пробовать, все новое всегда интересно. Привлекайте родителей, и они охотно вам помогут.
|