Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад № 35 «Улыбка» Муниципального образования города – курорта Анапа.
Воспитатель: Шабалтай Ирина Петровна 2016 – 2017 учебный год.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Ни картина, ни рассказ не заменят живого общения с ней. Поэтому так важно ввести ребёнка в природу с самого раннего возраста. Выходя на прогулку, родители должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир. Природу важно видеть, смотреть на неё, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это формирует первый (начальный) сенсорный опыт ребёнка – основу его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Проявления природы в каждое время года разнообразны, прекрасны и удивительны. С самого раннего возраста дети могут увидеть, заметить эти особенности в природе, их перемены.
Осень – время расцвечивания листьев и листопада, красивое и удивительное явление природы. Не забывайте полюбоваться красотой золотой осени. Сколько разных красок вокруг! Не торопитесь на огороде, в саду, около дома собрать листья. Возьмите большой яркий лист, покажите малышу, спросите: «Что это? Да это листик, листок, листочек». Ласково обнимите малыша: «Я дарю его тебе». Вместе покружитесь с листьями в руках, походите, послушайте, как листья шуршат под ногами, посмотрите, от куда к вам слетаются листья, поищите, кто прячется на земле под листьями. В разную погоду наблюдайте, как с деревьев падают листья, разные по цвету, величине, форме: «Посмотри, как летят листья с дерева, они легко кружатся и опускаются на землю». Рассмотрите окраску листьев, попросите ребёнка принести листочек большой, маленький, желтый, красный. Составьте букет из них. Дайте задание малышу собрать листья с начало одного цвета, затем другого, рассмотреть их. Из собранных листьев можно вместе сделать шапочки, юбочки, гирлянды, складывая их черенками.
С похолоданием обратите внимание на то, что цветов на клумбе всё меньше и меньше: им холодно, они завяли. В парке, около дома посмотрите, как изменились деревья. Все листочки упали на землю. Деревья стоят голые, без листьев. Понаблюдайте, как изменилось поведение птиц. Они собираются в стаи и улетают в теплые края. Остаются воробьи, голуби, вороны.
Наблюдая за любыми животными, обращайте внимание детей, прежде всего на их проявления, движения. Так наблюдая за птицами, поясните: «Сейчас насыплю зёрнышки и отойду, чтобы не пугать птичек. Посмотри, какие красивые птички прилетели и клюют зернышки. Что они делают сейчас? Клюют. Чем клюют? Клювом. Как клюют? А теперь птички улетели. У них есть крылья». После этого можно вместе спеть песенку про птичку. Чтобы повысить эмоциональный тонус детей, удовлетворить их потребность в разнообразных активных движениях, проведите подвижную игру «Птички летают, клюют».
Зима – это время холода и мороза, коротких дней и ослепительного снега.
Идет снег. Он приносит тишину. Во время снегопада обратите внимание детей, как падает снег, он белый, очень красивый. Кругом белым – бело. Снег лёгкий, пушистый, он медленно опускается на землю, ложится на дорожки, скамейки.
Посмотрите, где ещё снег? На шубке, шапке, варежках. Рассмотрите с ребёнком узорчатую снежинку. Сколько их падает? Много – много! Белые, холодные. Как тихо кругом!
Дайте возможность ребёнку убедиться самому, что холодные снежинки на теплой ладони исчезли – растаяли. А на земле они не тают и образуют много снега, снежный покров, сугробы, пышные снежные шапки. Предложите набрать снега в тарелку. Как сделать, чтобы снег растаял? Вынесите воду на улицу и посмотрите, что с ней произойдёт. Проделывайте такие простые опыты несколько раз, чтобы ребёнок понял, что это постоянные, закономерные явления.
В тёплую погоду обратите внимание детей на то, что снег липкий, из него можно лепить снежки, сделать много разных построек: снеговика, теремок и т.д. «У меня в руке снежок, я слепила пирожок». Обращайте внимание детей на то, что снег пушистый, сухой – рассыпается (подбросьте его лопаткой вверх), из такого снега лепить нельзя. Предложите малышу принять участие в уборке снега около дома, обратите внимание на следы: большие – мамины, а маленькие – твои. С помощью следов вместе «нарисуйте» разнообразные рисунки. Отыщите следы животных и птиц.
Обратите внимание ребенка на деревья и кусты, которые стоят голые, без листьев. Покажите ствол дерева, ветки. Проведите игры: «Раз, два, три – ёлку найди», «Раз, два, три – к берёзе беги!»
В холодное время года очень важно вместе с детьми проявлять заботу о птицах. Чтобы привлечь их, корм необходимо регулярно класть в одном и том же месте. Кормушки расположите так, чтобы ребёнок мог сам положить корм, сам мог позаботиться о птицах. А затем помочь малышу наблюдать за птицами: «Ты заметил, какие птицы прилетают к кормушке? Все ли они одинаковые? Что они делают? Посмотри, клюют ли птицы корм?»
Рассмотрите внешний вид сороки, голубя, воробья, синицы, вороны. Сравните по величине, кто больше: воробей или голубь? Как они отличаются по цвету оперения? Понаблюдайте за поведением птиц и отметьте: одни храбрые, а другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Посмотрите, как птицы летают, как передвигаются по земле.
Весна – особое время года, время торжества света и тепла, большой воды и первой зелени. Каждый день открывает ребёнку новое в удивительном мире пробуждающейся природы. У солнышка весной появились новые лучики – малыши, очень тёплые. Подросли лучики и стали проситься у солнышка, чтобы оно выпустило их погулять по земле. Подумало солнышко и выпустило лучики. Разлетелись лучики – малыши в разные стороны и к нам в гости заглянули. Чувствуешь, как лучики ласкают, пригревают твои ладошки? Это они так здороваются с нами. Подставь им свои щечки, пусть тёплые лучики погреют и их.
Посмотри, малыш, сейчас я возьму зеркальце, и солнечные лучики превратятся в солнечных зайчиков. Давай с ними поиграем!
А знаешь, солнечные лучики очень любят сидеть на краше дома. Сидят и смотрят вокруг. Везде тает снег: «Как много воды!» — сказали лучики. Только кому нужна эта талая вода!» «Нам! Нам!» — закричали воробьи. Птички напились воды из лужи, а затем с весёлым шумом искупались в ней.
«И нам! И нам!» — закачали ветками деревья.
Ручьи разнесут талую воду к каждому дереву, кустику, цветочку и травинке. И тогда они все дружно зазеленеют и зацветут.
«А вам нужна талая вода?» — спросили лучики у детей.
«Нужна!» — закричали дети в ответ – «Мы будем пускать по ней наша лодочки».
Весна – время прилёта птиц. Обратите внимание ребёнка на грачей – больших, черных птиц. Что они делают, как много их сидит на дереве, как они громко кричат. Интересно заметить, как оживились воробушки: звонко чирикают, много летают, купаются в лужах.
Посмотрите, как летают птицы, сидят на деревьях, строят гнезда или прыгают по земле. Сравните птиц: «Посмотри на воробья и грача. Кто из них больше? Попрыгай как воробышки». Поясните, что птицам тепло, они радуются весне. «Послушай, как поёт птичка. Это для тебя она поёт».
При встречи с лягушкой или жабой, объясните ребёнку, что бояться их не следует, они безобидны, нужны природе, их нужно беречь. Дети с интересом наблюдают за тем, как ловко лягушка скачет, прыгает, скрываясь в траве. Предложите ребёнку показать, как лягушка скачет. Она хорошая, безобидная, не надо её брать в руки, ей нужна травка и вода, а в руке человека ей будет жарко и неудобно.
Весна – пора для сельскохозяйственных работ. Ребёнку следует показать труд людей: как они капают землю, сажают в рыхлую землю семена в огороде, цветнике. Ребёнку можно предложить посадить лук, крупные семена (горох, бобы, фасоль), на клумбе: ноготки, настурции. При последующем уходе за растениями стимулировать в нём желание помочь вам. Давайте ребёнку простые поручения: полить, собрать удалённые сорняки, погрузить в большую игрушечную машину и отвезти в определённое место. Потом, вместе с ребёнком понаблюдайте, какие появились всходы, поливайте их вместе, чтобы выросли большие красивые растения. Во время ухода за ними надо учить малыша бережно относиться к посевам и посадкам: не наступать на грядки, ходить по дорожкам.
Лето – замечательная пора расцвета всей природы. Благодаря обилию тепла и света жизнь развивается в это время года во всей полноте, бурно. Малышу важно показать многообразие красивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.
Летом дети много времени проводят на воздухе, среди прекрасной природы, что позволяет полнее использовать окружающие природные объекты для воспитания у них любви, бережного, гуманного отношения ко всему живому.
Гуляя с малышом в лесу, на лугу, можно познакомить его с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик), рассмотреть их, найти у них листья, цветки, сравнить их по окраске. Хорошо провести игру «Найди такой же цветок».
В лесу или в парке следует вновь привлечь внимание детей к деревьям. Как их здесь много, какие они высокие! Найдите среди них знакомую берёзку, пробудите в ребёнке удовольствие при встрече с ней. Как мы её узнали? Какая она красивая. На всех деревьях много зелёных листьев. В лесу много деревьев.
В парке дети могут свободно передвигаться, прятаться за деревьями, аукаться, перекликаться. Учите ребёнка прислушиваться к окружающим звукам: «Послушай, это для тебя поёт птичка!», «Послушай, как поёт водичка свою песенку».
Можно предложить ребёнку выбрать среди деревьев друзей и дать им имена (берёза – подружка, дуб – добрый дедушка). Обратите внимание на то, что в лесу (парке) тихо и прохладно. Собирая шишки и жёлуди, у водоёма – камешки и ракушки, ребёнок непосредственно знакомится с гладкой и шероховатой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, у4точняет особенности формы, величины, цвета. Детям очень нравятся загадки, типа: «Отгадай, что я положу тебе в ладошку: камешек или жёлудь?»
На летних прогулках в сад ребёнок узнаёт, где растут яблоки, вишня, как их много на деревьях. Рассматривают плоды, сравнивают их по величине, цвету, форме, вкусу. На каждой прогулке обращайте внимание детей на многообразие растений: деревья, кусты, пестрые цветы на клумбах, зелёным ковром расстилающиеся под ногами разные травы. Объясните ребёнку, что все эти растения придают нашему селу нарядный вид, очищают воздух от пыли, увлажняют его, придают ему особый аромат. Вот почему так важно беречь, сохранять растения, помогать им «расти», сажать новые растения.
Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых. У них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Не следует разрешать детям делать это. В природе всё меньше остаётся красивых насекомых, поэтому просто полюбуйтесь с малышом летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками. Можно осторожно поместить насекомое в банку с веточкой или цветком, внимательно рассмотреть, обратив внимание на то, что ест, как передвигается. После этого выпустить на волю.
В лесу интересно наблюдать за муравьями, как они тащат веточки — это они строят свой дом — муравейник, не следует им мешать. Их работа нужна лесу.
Вот так постепенно дети учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, которым можно сказать: «Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг!».
Обогатить ребёнка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любоваться и восхищаться, проявлять наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе – нашем доме – вот благодарная задача взрослых.
С первых шагов ребёнка каждым своим действием закладывайте в его сознании понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой!
|