Г.Н. Прохорова, МБДОУ Д/С №26 «Солнышко» г. Старый Оскол Белгородской области.
Подготовка детей к школе сегодня актуальна для многих российских семей, а значит и для ДОО и школ. Процесс этот зависит как от требований, предъявляемых школой, так и от родителей. Готовящих своих детей к поступлению в то или иное учебное заведение. ДОО можно назвать связующим звеном. Если учесть, что большинство детей посещают детский сад. Поэтому во многом подготовка к обучению в школе ложи. Излишняя интеллектуализация и рационализация детей при их внутренней незрелости и инфантилизме во многом является причиной появления у ребенка проблем в личностном развитии (внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, самооценка). Дети могут полноценно развиваться в особых условиях дошкольного режима с использованием игровых методов обучения, а не в условиях жесткой. Формализованной системы интеллектуальных нагрузок.
Критерии готовности ребенка к школьному обучению следующие: — личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания; — интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец; — социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы; — физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Некоторые специалисты ещё отдельно выделяют следующие критерии психологической готовности ребёнка к школе:
Социально-психологическая готовность к школе: — учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых). Школьно-значимые психофизические функции:
- развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами); — пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше — ниже, больше — меньше, вперёд — назад, справа — слева)
- координация в системе глаз — рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги)
- логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам)
- произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут)
- составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Родителям, которые желают подготовить ребенка к школе, следует обратить внимание на следующие пункты:
Развитие речи и готовность к овладению грамотой.
- Умение интонационно выделять звук в словах;
- Умение выделять заданный звук в потоке речи;
- Умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
- Умение членить слова на слоги.
- Умение членить простые предложения из 3-4 слов.
- Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
- Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Развитие элементарных математических представлений.
- Счет и отсчет предметов заданного количества.
- Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.
- Умение называть предыдущее и последующее число от заданного
- Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших
чисел.
5. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5, 6, 7, 8, 9.
6. Знание знаков: +,-, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Умение соотносить цифру и число предметов.
8. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и
вычитание.
10. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.
12. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги. Кругозор ребенка: 35
13. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав
семьи.
14. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.
15. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.
16. Иметь общие понятия о временах года, сезонных явлениях.
17. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.
Литература
- Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская / Под ред. Н.В. Дуровой. — М.: Школьная пресса, 2004.
- Скоро в школу! Шпаргалка для первоклашек и их родителей / Т.Б. Анисимова, Т.В. Плотникова — Ростов н/Д: Феникс, 2005 — 314 с. (Мир вашего ребёнка). ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНОГО МИРА
|