Что должны знать родители о психологической готовности ребенка к школьному обучению?
Личностная и социальная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника, которая обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами.
- Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
- Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, смысл действий учителя, его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы).
Скачать конспект
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
- Отношение к сверстникам. Должны быть развиты качества, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
- Отношение с родными и близкими. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
- Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Как могут помочь родители? Рассказывайте ребенку о школе и школьной жизни. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Важно, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью — учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.
! Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Волевая готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы. Как развивать волевые качества у ребенка? Взрослый должен:
- Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- Направлять, помогать в достижении цели;
- Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата
- Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
5 плюсов плавного перехода из детского сада в прикрепленную школу
- Социальная адаптация (ребенок идет не один, а вместе с детьми из одного садика и даже из одной группы, где уже сформировались дружественные взаимоотношения и командный дух)
- Индивидуальный и личностно-ориентированный подход к ребенку (преемственность и тесное сотрудничество специалистов комплекса обеспечивает возможность найти подход к каждому и сформировать индивидуальный маршрут развития, учитывая все особенности ребенка, его способности и задатки)
- Шаговая доступность школы от детского сада делает возможным частые совместные мероприятия и взаимопосещения учреждений, что оптимизирует процесс адаптации к школьной среде и школьной жизни.
- Преемственность образовательных основных программ дошкольного и начального образования (а также возможность их корректировки) обеспечивают оптимально плавную смену ведущих типов деятельности (игровой на учебную)
- Преемственность дополнительного образования детского сада и школы (развитие спортивных, художественных, танцевальных, театральных способностей детей в кружках на дошкольной ступени соотносится со школьными кружками той же направленности).
Все перечисленные плюсы существенно снижают риск возникновения стресса у ребенка при поступлении в школу, обеспечивают оптимальную адаптацию к школьной жизни и содействуют успешности ребенка!
|