Конспект занятия «В гости к звуковичкам»
Подготовила воспитатель МАДОУ «ЦРР – детский сад №144» Никулина А.Б.
Цель: Закрепление знаний о гласных звуках АОИУЫЭ.
Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.
- Определение ударного звука в словах
- Составление предложений, назвать 1-е, 2-е предложение
- Закрепление материала по заданной схеме
Демонстрационный материал: красные, синие, зеленые фишки, картинка со словом «Роза», шкатулка с карточками, человечки с разными буквами на одежде (звуковых дел мастера).
Образовательное направление: Познавательно-речевое развитие
Раздаточный материал: красные, синие, зеленые фишки, счетные палочки, картинки с изображением разных предметов, цветные карандаши, тетрадь «От звука к букве»
Ход занятия
Дети заходят под музыку
Воспитатель: Посмотрите, дети, в группе появилось что-то необычное (дети видят шкатулку, на доске карточки с изображением мастеров звуковых дел).
Воспитатель: А как вы думаете, кто эти одинаковые человечки? (Ответы детей. Воспитатель объясняет, что это — «звуковых дел мастера» и рассказывает сказки об этих мастерах):
Давным-давно жили-были звуки. Их было шесть. У каждого был свой характер:
- А – радостный и веселый
- У – угрюмый и задумчивый
- О – очень любил всему удивляться
- И – игривый и улыбчивый
- Э – медленный и рассудительный
- Ы – самый серьезный и хмурый
Звуки были разные, но очень дружные, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво и звонко.
Давайте вместе споем эти звуки!
- АУОИЭЫ, а теперь споем их тихо
- АУОИЭЫ
А еще они любили петь парами
- АУ – ОИ – ЭЫ
По трое
- АУО – ИЭЫ и хором! АУОИЭЫ.
Ходили звуки и голосисто пели, — и за это их стали называть – гласные, и красные рубашки подарили.
Воспитатель: Интересная сказка?
Но однажды задумались звуки:
- «Как же так» — говорит А: «у всех есть дома, а у нас нет».
- «У зверей: у кого дупло, у кого берлога», — поддерживал У.
- «О, и у каждой птички есть гнездо» — подхватил звук О.
- «И люди в домах живут», — заметил И.
- «Это что же получается, одни мы без домов остались?!» — возмущались Э и Ы.
Воспитатель: Ребята, надо помочь звуковых дел мастерам построить дома. Но прежде, нам нужно выполнить задания. Давайте заглянем в шкатулочку и посмотрим, что же нам положили. (открывает шкатулку – там карточки с заданиями).
1. Работа над предложением. Воспитатель предлагает детям схемы и спрашивает, — что это такое? (ответы детей).
Вопрос: Что такое предложение? (Предложение – это одно или несколько слов, которые начинаются с заглавной буквы. В конце ставится точка, или какой-либо другой знак). Придумывание предложений детьми по схемам.
2. Звуковой анализ слова «Роза». Разбор слова детьми:
- Сколько звуков в слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Назовите первый звук в слове
- Какой он? (согласный, твердый)
- Назовите второй звук
- Охарактеризуйте его (гласный)
- Назовите третий звук (согласный, твердый)
- Назовите четвертый звук (гласный)
3. Игра по схеме: «Составь и назови слово» (по схемам-моделям гласные, согласные, твердые, мягкие). Детям предлагаются картинки с разными предметами. Нужно составить схему к слову и объяснить где какой звук.
4. Упражнение на закрепление в тетради: «От звука к букве»
- Назови предметы и выдели ударные
- Разбор слова «Лодка»
Вот мы и помогли звуковых дел мастерам, и они сразу начали строить свои домики:
А И нашли себе по три палочки
А сделала шалаш с перекладиной. И – к двум столбикам перекладину наискосок поставила. У взяла две палочки на дерево с сучком. А какие же звуки не смогли построить себе домик? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте поможем им – найдем домики среди предметов! (О – колесо, Э – ободок, Ы – тренажер).
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали – стали называть их буквами. УА буква А, УУ буква У, УИ – буква И, УО – буква О, УЭ – буква Э, а УЫ – буква Ы. С тех пор, глядя на звуковых дел мастеров, все знают, какие звуки в них живут!
|