Задачи: закрепить понятия «слово», «звук», «буква», «твёрдые согласные», «мягкие согласные», умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, различать на слух твёрдые и мягкие согласные, выделять первый согласный звук, правильное написание изученных букв.
Материал: сюжетная картинка, игрушки, картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на твёрдые и мягкие согласные звуки.
Ход
Королева грамоты. Здравствуйте, ребята! Я – Королева грамоты. Вы уже стали совсем большими, многому научились. Я решила проверить, так ли это. Попробуйте отгадать мою загадку.
Оно может быть ласковым,
может быть грубым.
Оно может быть тихим,
может быть громким.
Оно может обидеть, может рассмешить.
Его можно сказать,
а можно взять и написать,
Но для этого надо буквы знать.
Что это?
Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку, а вы будете называть, что на ней нарисовано.
Королева грамоты показывает детям сюжетную картинку, дети называют изображённые на ней предметы.
Королева грамоты. Теперь ответьте на другой вопрос. Слова бывают короткие, а бывают длинные. Как же их отличить?
Их можно измерить. А чем? Линейкой?
Дети. Нет. Слогами.
Ребёнок.
Измерить длиннющее слово -
Да это проще простого!
Сколько слогов в нём, надо узнать –
Хлопать в ладоши пора начинать!
Вот, например, мяч (показ игрушки). Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково –«мячик», сколько будет слогов? Дети прохлопывают слова, считая количество слогов.
Игра «Собери игрушки по количеству слогов», играют две команды. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых состоят из трёх слогов.
Королева грамоты. Молодцы! Слушайте следующий вопрос: из чего состоят слова, когда мы их произносим? Правильно, из звуков.
(Девочки в красных косынках присели на полу, имитация сна)
Я расскажу вам сказку:
В звонком городе,
на певучей улице
Звуки жили гласные,
Песни пели разные.
А, О, У, Ы, Э, И
вместе жили
И давно дружили.
Первым просыпался А.
А-а-а! Вставать уже пора-а!
Отвечал ему звук У.
У-у-у… Ну я же не хочу-у…
Вслед за ним стонал звук О.
Как рано-то ещё-о!
Дальше ныл ленивый Ы.
Разве бы-ыли мы-ы долждны-ы?
Вдруг, ну как из-под земли,
Появились Э и И.
Э-э! Проснитесь побыстрей!
Собирайтесь в путь скорей!
Чтобы было веселей,
Надо нам найти друзей!
И тогда не будет грустно,
И не будем мы скучать.
И с друзьями вместе будем
И петь песни, и играть.
Королева грамоты. Гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными звуками? Верно, согласные звуки. Они так и называются – «со-гласные», потому что дружат с гласными. Послушайте, какую я вам расскажу историю.
Живут в одной маленькой стране два гномика со смешными именами Динь и Дон. Комната Диня – зелёная, он носит зелёный колпачок. Весёлый гномик Динь любит все мягкие звуки. Комната Дона –синяя, он носит синий колпачок. Серьёзный Дон любит все твёрдые звуки.
Динь.
Я – Динь, весёлый гномик,
Люблю зелёный цвет.
Люблю я звуки мягкие,
А брат мой старший - нет.
Дон.
Я- Дон, люблю звук твёрдый,
Люблю я синий цвет.
Сегодня мы проснулись,
А наших звуков нет.
Кто-то звуки нам смешал,
Все картинки разбросал.
Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Дети разбирают картинки: для Дина – с мягким согласным звуком, для Дона – с твёрдым согласным звуком.
Королева грамоты. Мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Давайте играть! У меня на столе лежат разноцветные буквы. Будем собирать буквы.
Игра «Найди гласную букву, найди согласную букву».
Королева грамоты. Теперь вспомним, как пишутся буквы. Мне хочется, чтобы вы проверили, правильно ли написаны буквы.
Игра «Исправь букву».
Королева грамоты. Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями. Вы – настоящие грамотеи!
|