Цели:
- Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями «буква», «слог», «слово», знание букв, их графических образов и стихов про буквы, навык составления слова из слогов, умение находить в слове пропущенную и лишнюю букву, читать полученное слово;
- Развивать фонематический слух, внимательность, наблюдательность.
Методы и приемы: музыкотерапия, игротерапия.
Оборудование: «письмо» из царства Грамоты, домик с надписью и со слогами, «кляксы», карточки красного, зеленого и синего цветов, карандаши, аудиокассета с записью песни «АБВГДЕйка».
Ход занятия
Вводная часть.
Создание проблемной ситуации. Логопед читает письмо, в котором говорится, что в царстве Грамоты произошла беда. В царстве все буквы, слоги, слова испачкали Кляксы. Если мы не поможем, то исчезнут все буквы на свете.
Логопед. Готова ли ты отправиться в долгий и нелегкий путь? (Ответ ребенка или детей). Кто живет в этом царстве? (Звуки, буквы, слоги, слова.)
Основная часть.
На столе у ребенка лежит лист с кляксами. Под кляксами спрятались «жители» царства Грамоты (звуки…).
Логопед. Чтобы нам стереть первую кляксу ты должна вспомнить стихи о буквах.(Ребенок читает стихи о буквах).
Логопед. Молодец! Одна клякса исчезла. Давай продолжим спасать царство от клякс.
Задание. Убери лишнюю букву, вставь недостающую. Домик с надписью: «ДРОМИК для СЛ…В»).
Дидактические игры.
«Составь слово»
На домике слоги, из которых необходимо ребенку составить слова.
«Исчезающие буквы».
Ребенок пытается прочитать слово, состоящее из деталей букв. Дописывает каждую букву, а затем читает: «нора», «азбука», «слог».
«Заколдованные буквы».
Нужно просунуть руку в «волшебный мешочек» и угадать, какая буква там спряталась.
Физкультминутка «Поймай звук»
У красного «Камня» (карточка) «ловим» гласные звуки (хлопнуть в ладоши или присесть), у синего «камня» - твердые согласные, а у зеленого – мягкие согласные. Далее задание усложняется: нужно определить звук в начале слова, а затем уже его «поймать».
Ребусы.
Ребенок отгадывает предложенные ребусы (доклад, насекомое, апельсин, бабочка) и делает звуковой анализ любого слова.
Вопросы:
- Сколько звуков в этом слове?
- Какой первый звук?
- Каким цветом его обозначим?
- Сколько гласных в этом слове? Назови их.
- Сколько твердых (мягких) согласных в этом слове? Назови их.
Заключительная часть.
Логопед. Молодец! Ты помогла стереть все «кляксы» в царстве Грамоты. Теперь ты можешь прочитать все слоги, слова. Буквы очень тебе благодарны и дарят тебе песенку: Звучит музыка «АБВГДЕйка».
|