Юраш Юлия Викторовна. Рабочая программа педагогога-психолога в соответствии с ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.

Скачать конспект

Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей,  коррекция недостатков в их психическом развитии.

Задачи программы

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • ? Уставом и нормативными  документами МАДОО «Волшебница»;
  • ? Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";
  • ? Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • ? Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • ? Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

 

Направления психолого-педагогической деятельности:

 

  • ?

         Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

         Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

         Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

 

  • ? Развивающая работа и психологическая коррекция

         В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

         Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

         В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление реализуется по следующим разделам:

u «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;

u «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;

u «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;

u «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;

u «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.

 

  • ? «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

 

 

 

 

 

  • ? «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

         Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

 

Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение  родительских взаимоотношений с ребёнком;

 

Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей  и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации  проведения занятий.

 

Объем образовательной  нагрузки

Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день

Средняя группа – 20 минут в день

Старшая группа – 25 минут в день

Подготовительная группа –30 минут в день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование коррекционно - развивающей работы 

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Цели:  Развитие когнитивной  и эмоциональной сферы, через систему обучающих игр.

 

Задачи:

  1. 1.Создание  положительного эмоционального климата.
  2. 2.Развитие  внимания, памяти, мышления, восприятия.
  3. 3.Активация речевых процессов.
  4. 4.Развитие произвольного  поведения, умения подчиняться правилам.
  5. 5.Развитие навыков общения.
  6. 6.Развитие игровых навыков.

 

Месяц

Содержание занятий

Октябрь

Занятие№1   Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»;  « Что в мешке?»

Занятие №2  Игры: « Ухо-нос»; «Раздувайся пузырь»;  «Тихий час для мышат»;

 

Ноябрь

Занятие№3   Игры: «Ау»; «Походи как…»; «Бывает, не бывает».

Занятие№4   Игры: «Карлики и великаны»; «Змейка»;

« Разноцветные  колечки».

Занятие№5  Игры: «Чьи вещи»; «Магнит и шарики»;  « Что изменилось? ».

Декабрь

Занятие№6   Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».

Занятие№7   Игры: «Пёс  Барбос»; «Прямой счёт»;

« Прикосновения».

Занятие№8  Игры: « Делаем по разному»; «А что потом»;  Психогимнастика.

 

Январь

Занятие№9  Игры: «Зеваки»; «Бывает, не бывает»,

« Разноцветные  колечки».

Занятие№10   Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».

 

Февраль

Занятие№11  Игры: «Как пройти»;  « Узнай по голосу», « Бывает, не бывает».

Занятие№12  Игры: «Говори на оборот»; « Что в мешке?»

« Замри-отомри».

 

Март

Занятие№13  Игры: «Делай по разному»; «Слушай хлопки», « Найди мячик».

Занятие№14   Игры: «Воздушный шарик»; «Раздувайся пузырь», « Назови отличия»;

Занятие№15  Игры: « Цветные фоны»; «А что потом»;  Психогимнастика.

Апрель

Повторение

Занятие№16 Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»;  « Что в мешке?»

Занятие№17  Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».

Занятие№18 Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».

Занятие№19   Игры: « Делаем по разному»; « Бывает, не бывает»,

« Разноцветные  колечки».

 

 

  • ? Планирование коррекционно - развивающей работы  в средней группе (приложение №1).
  • ? Планирование коррекционно - развивающей работы  в старшей группе (приложение №2).
  • ? Планирование коррекционно - развивающей работы  в подготовительной  группе (приложение №3).
  • ? Программы  работы педагога – психолога с детьми ОВЗ и инвалидами (приложение №4).

 Методическое обеспечение реализации рабочей программы

 Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:

  1. 1.Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
  2. 2.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
  3. 3.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
  4. 4.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
  5. 5.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
  6. 6.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
Просмотров: 478
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Зуева Татьяна Владимировна. Повышение психолого-педагогической компетентности специалиста дошкольного образования по направлению познавательного развития воспитанников.
  • Сухорукова Эльза Фанильевна. Коррекционно — развивающая работа педагога-психолога с детьми ЗПР
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Афанасьева Юлия Алексеевна. «Инновационные методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога»
  • Матвеева Татьяна Алексеевна. «Волшебный полёт в город эмоций» интегрированное психолого-музыкальное занятие для детей подготовительной группы с задержкой психического развития
  • Саватеева Светлана Павловна. Перспективный план коррекционно – развивающих занятий педагога – психолога по Программе «Цветик – Семицветик»
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Болдина Елена Александровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «Социальное развитие ребенка через формирование гендерной принадлежности»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Власова Виктория Александровна. «Роль педагога-психолога в организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь