Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.
Скачать конспект
Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Задачи программы
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- ? Уставом и нормативными документами МАДОО «Волшебница»;
- ? Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- ? Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- ? Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- ? Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.
Направления психолого-педагогической деятельности:
Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
- ? Развивающая работа и психологическая коррекция
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Направление реализуется по следующим разделам:
u «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;
u «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;
u «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;
u «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;
u «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.
- ? «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.
Такими задачами выступают:
- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
- ? «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение родительских взаимоотношений с ребёнком;
Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации проведения занятий.
Объем образовательной нагрузки
Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:
I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день
Средняя группа – 20 минут в день
Старшая группа – 25 минут в день
Подготовительная группа –30 минут в день
Планирование коррекционно - развивающей работы
МЛАДШАЯ ГРУППА
Цели: Развитие когнитивной и эмоциональной сферы, через систему обучающих игр.
Задачи:
- 1.Создание положительного эмоционального климата.
- 2.Развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.
- 3.Активация речевых процессов.
- 4.Развитие произвольного поведения, умения подчиняться правилам.
- 5.Развитие навыков общения.
- 6.Развитие игровых навыков.
Месяц
|
Содержание занятий
|
Октябрь
|
Занятие№1 Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»; « Что в мешке?»
Занятие №2 Игры: « Ухо-нос»; «Раздувайся пузырь»; «Тихий час для мышат»;
|
Ноябрь
|
Занятие№3 Игры: «Ау»; «Походи как…»; «Бывает, не бывает».
Занятие№4 Игры: «Карлики и великаны»; «Змейка»;
« Разноцветные колечки».
Занятие№5 Игры: «Чьи вещи»; «Магнит и шарики»; « Что изменилось? ».
|
Декабрь
|
Занятие№6 Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».
Занятие№7 Игры: «Пёс Барбос»; «Прямой счёт»;
« Прикосновения».
Занятие№8 Игры: « Делаем по разному»; «А что потом»; Психогимнастика.
|
Январь
|
Занятие№9 Игры: «Зеваки»; «Бывает, не бывает»,
« Разноцветные колечки».
Занятие№10 Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».
|
Февраль
|
Занятие№11 Игры: «Как пройти»; « Узнай по голосу», « Бывает, не бывает».
Занятие№12 Игры: «Говори на оборот»; « Что в мешке?»
« Замри-отомри».
|
Март
|
Занятие№13 Игры: «Делай по разному»; «Слушай хлопки», « Найди мячик».
Занятие№14 Игры: «Воздушный шарик»; «Раздувайся пузырь», « Назови отличия»;
Занятие№15 Игры: « Цветные фоны»; «А что потом»; Психогимнастика.
|
Апрель
|
Повторение
Занятие№16 Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»; « Что в мешке?»
Занятие№17 Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».
Занятие№18 Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».
Занятие№19 Игры: « Делаем по разному»; « Бывает, не бывает»,
« Разноцветные колечки».
|
- ? Планирование коррекционно - развивающей работы в средней группе (приложение №1).
- ? Планирование коррекционно - развивающей работы в старшей группе (приложение №2).
- ? Планирование коррекционно - развивающей работы в подготовительной группе (приложение №3).
- ? Программы работы педагога – психолога с детьми ОВЗ и инвалидами (приложение №4).
Методическое обеспечение реализации рабочей программы
Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:
- 1.Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
- 2.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
- 3.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
- 4.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
- 5.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
- 6.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
|