Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.
Задачи:
- Исследование эмоциональных процессов, протекание познавательных процессов и реализации целеобразования и самой деятельности общения.
- Исследование тревожности.
- Исследование социальных отношений: со взрослыми, со сверстниками.
Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из восьми цветов (предложенный А.Н. Лутошкиным). По количеству детей «цветы для дерева настроений»: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, белого цветов, «дерево настроения», карандаши по цвету, рекомендации для родителей в форме папки – раскладушки.
Скачать конспект
Процедура исследования
Исследование проводилось по методике цветописи с группой детей средней группы. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета детям предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования, так же консультируются родители.
Шкала цветового диапазона настроений:
красный – восторженное
оранжевый – радостное
желтый – приятное
зеленый – спокойное, уравновешенное
голубой – грустное
фиолетовый – тревожное
коричневый – крайне неудовлетворительное
белый – трудно сказать
Инструкция испытуемому: «Посмотри на цветы из набора и выбери тот цветок, который тебе больше нравится сегодня по цвету».
Такое задание дети выполняли в течение трех недель.
Данные фиксировались в цветоматрице с помощью цветных карандашей. В оперативной цветоматрице настроений (Приложение А). Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера и фамилии с днем, соответствующим дате исследования.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.
Для получения индивидуальных показателей настроений была подсчитана частота встречаемости каждого цвета представленного на шкале цветового диапазона настроений.
Чтобы сравнивать настроения всех участников исследования, была подготовлена итоговая цветоматрица настроений. (Приложение Б)
В цветоматрице было буквами указано соответствующее количество клеточек, обозначающим настроение. Также было фиксировано количество дней, когда имело место, то или иное настроение. При этом начало с восторженного, затем – радостного, потом – желтого и т.д.
Анализ результатов
Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения проводилось как ежедневно, так и в конце каждой недели.
Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносился с реальными жизненными событиями испытуемых. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживаний ребенка и является хорошим средством эмоционального контроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.
Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях детей. К таким отклонениям относятся:
- слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;
- несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;
- чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно – восторженного настроения);
- резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;
- длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.
В процессе анализа учитывались некоторые хронические заболевания детей: например, гастрит, болезни сердца и т.д. сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение ребенка, относится эмоционально – психологический климат семьи, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
В связи с этим, была проведена консультация для родителей на тему «Эмоционально – психологический климат в семье дошкольника». Так же с детьми были проведены различные тренинги на устранение тревожности, страхов, напряженности.
Родители должны помнить, что ребенок таков, какой он есть. И в этом ни кто не виноват: ни родители, ни он сам. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, и помогать ему в сложных ситуациях.
К сожалению, у некоторых родителей не хватает педагогического чутья, без которого воспитание идет самым примитивным путем – путем проб и ошибок. Чтобы таких ошибок было меньше, безусловно, нужно любить и понимать своего ребенка, а так же видеть его особенности, которые помогут определить самые эффективные способы воспитания.
Заключение:
К сожалению, у некоторых родителей не хватает педагогического чутья, без которого воспитание идет самым примитивным путем – путем проб и ошибок. Чтобы таких ошибок было меньше, безусловно, нужно любить и понимать своего ребенка, а так же видеть его особенности, которые помогут определить самые эффективные способы воспитания.
Родители должны помнить, что ребенок таков, какой он есть. И в этом ни кто не виноват: ни родители, ни он сам. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, и помогать ему в сложных ситуациях.
К факторам, сильно влияющим на настроение ребенка, относится эмоционально – психологический климат семьи, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.
В связи с этим, была проведена консультация для родителей на тему «Эмоционально – психологический климат в семье дошкольника». Так же с детьми были проведены различные тренинги на устранение тревожности, страхов, напряженности.
Была проведена кропотливая работа коллектива детского сада и родителей, которая позволила увидеть каждого воспитанника во всей его многогранности, во время заметить его сильные и слабые стороны, помочь ребенку стать личностью.
|