Граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных в жизни ребенка. По Д.Б. Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками). Л.С. Выготский, вслед за Э.Келер, описывает семь характеристик кризиса трех лет.
Первая из них негативизм. Остановимся на ней подробнее, чтобы понять, как изменяется в это время структура поведения ребенка.
Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается понять, а на требования или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.
На первый взгляд кажется, что так ведет себя непослушный ребенок любого возраста. Но при обычном непослушании он чего – то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется – возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Л.С. Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис трех лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.
Еще два примера, описанных Л.И. Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой – еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах».
Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект – непосредственное эмоционально напряженное желание что – то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В три года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм – кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Но то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.
Вторая характеристика кризиса трех лет – упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство — не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостям), хотя и с совершенно унылым видом.
В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях.
Разумеется, ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе, это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестоко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или не может и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Интересная характеристика кризиса трех лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам, — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. Трех летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.
Период раннего детства
Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, кризис независимости.
«Я сам»
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность — предметно — манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное самообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Конец раннего возраста – еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. На новом витке развития вновь повторяется критическая ситуация, которая обозначается специальными терминами: возраст упрямства, строптивости, кризис самостоятельности, кризис независимости и т.д. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года, и доставляет хлопот, может быть, даже больше, чем предыдущий. По-видимому, это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже. А сейчас посмотрим, что отличает ребенка в период кризиса трех лет.
«Семизвездие симптомов»
Отличает его целый набор симптомов поведения, который в психологии получил название «семизвездие симптомов».
Первый симптом – ярко выраженное проявление негативизма. Это просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Причем такое стремление проявляется как будто даже против воли самого ребенка и часто в ущерб его собственным интересам. В него как бы вселяется постороннее существо, заставляющее перечить окружающим и в словах, и в поступках. Суть негативизма заключается в том, что ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Вот одно из наблюдений.
Мама предлагает Стасику идти гулять, начинает одевать его. «Не хочу гулять!» — заявляет ребенок, который раньше стремглав мчался одеваться при первом же упоминании о прогулке. Не хочешь, не надо», — пожимает плечами мама и прекращает одевать сына. «Гулять, гулять!» — требует малыш. Но как только его начинают одевать, снова повторяет свое: «Не хочу гулять!» Ребенок не обнаруживает явного нежелания гулять, но предложение взрослого вызывает у него упорную негативную реакцию. На следующий день все входит в норму, малыш не сопротивляется предложениями мамы, но спустя несколько дней вдруг категорически отказывается от прогулки, не позволяет себя одевать, начинает плакать.
При резкой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. «Это платье белое», — сообщает ребенку мама, и получает вопреки всякой очевидности ответ: «Нет, оно черное». Причина такого поведения кроется, по мнению психологов, в социальных отношениях ребенка и взрослого. Негативизм – это отношение не к предметной ситуации, а к человеку. Есть еще один момент, отличающий этот симптом. Ребенок, действуя наперекор взрослому, поступает и наперекор собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям.
Второй симптом кризиса трех лет – это упрямство, которое отличается от настойчивости: ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Малыш может долго и упорно отказываться идти домой с прогулки исключительно потому, что он не желает изменить свое решение.
Третий симптом связан с проявлениями строптивости. Это постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до трех лет. Нежелание идти рядом с мамой за ручку, капризы по любому поводу – выражение этого симптома.
Следующий, четвертый симптом – своеволие: ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже и имеют второстепенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них – это бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. Другой симптом – обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать называть мать или отца бранными словами, которых ранее никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление последнего к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, а иногда и в агрессии к младшему ребенку, требованиях постоянного внимания к себе.
Специалисты по детской психологии, описывающие эти основные симптомы кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «я». В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что само явление кризиса нормально, связывают его с несвоевременностью перехода ребенка от предыдущего этапа развития к последующему, полагают, что при правильном воспитании кризис не является неизбежным. Другие ученые, наоборот, видят в кризисе неизбежность и находят в нем положительные стороны, поскольку, по их мнению, через негативное противопоставление себя окружающему ребенок лучше осознает свои возможности, границы своего «я», овладевает своей эмоциональной и волевой сферой, усваивает правила через нарушение запретов.
Неизбежность кризиса трех лет
Исследования, проведенные в последние годы, позволили расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали, относится не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых личностных качеств, перестройка личности ребенка.
Кризис трех лет проявляется в трех сферах отношений ребенка. Это- отношение к предметному миру, к другим людям и к себе.
В отношениях с предметами ребенок все больше стремится к самостоятельности, не терпит опеки взрослого. Так, Оля, девочка двух с половиной лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывалась от помощи взрослого обуть ее, хотя сама не могла справиться со шнурками ботиночек.
В ответ на действия воспитателя, который, не взирая на протесты девочки, обул ее, Оля со слезами на глазах заявила: «Все равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу сама и буду гулять своими».
Сюда же относится и острая аффективная реакция на критику в свой адрес, обида на самое невинное замечание. Еще один пример. Мама, придя за дочкой в детский сад, застала ее расстроенной и молчаливой. По дороге домой Саша вдруг остановилась и залилась горькими слезами. После долгих расспросов девочка сквозь рыдания сказала маме, что воспитательница при всех детях отчитала ее за то, что она медленно одевается на прогулку. Всхлипывая и глотая слезы Саша прокричала: «Ты ей скажи, этой своей воспитательнице, что я не копуша, вот!» Из разговора с воспитателем мама выяснила, что на замечания девочка ни как не отреагировала и продолжала одеваться так же медленно. Острая обида обнаружилась позднее. Так обычное замечание взрослого нанесло ей душевную травму.
Обостренная чувствительность к своему успеху часто выражается в излишней стыдливости, застенчивости, смущении. Так, Стасик, не сумев выполнить по просьбе мамы постройку из кубиков, засмущался, взял маму за руку, вывел ее из комнаты и вернулся, чтобы исправить свою ошибку «без свидетелей». Ребенка начинает тяготить его неловкость, неумелость, которые могут обнаружить другие люди. В то же время малейший успех может вызвать несоизмеримую с ним радость, хвастовство. Трехлетняя Ира заявила своим родителям: «Я сегодня так устала! Я свою кроватку лучше всех заправила, меня еще Женя просил, я ему тоже заправила и еще другим детям. Я лучше всех заправляю». В дальнейшем выяснилось, что ничего подобного в действительности не было, но в этот день Иру впервые похвалили за аккуратно прибранную постель.
В этот период меняется и характер действия ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представления о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, непонимающего, чего хочет ребенок, вызывает у малыша бурный протест, возмущение непонятливостью старших. При этом ребенок часто толком не может объяснить, чего же, он в конце концов пытается сделать. Ему бывает трудно перевести в слова свой замысел. Обращает на себя внимание чрезвычайная настойчивость ребенка: он оказывается способным длительное время с удовольствием и упорством заниматься каким-то одним делом, отказываясь при этом от других, более привлекательных занятий и от помощи взрослых.
Стасик увлеченно строит из кубиков какое-то сооружение, Что-то бормочет сам себе, приговаривает. Входит мама и зовет сына на прогулку, которую так любит малыш. Стасик вначале на минутку задумывается, как бы взвешивая предложение мамы, а затем говорит: «Не хочу гулять, на улице холодно, у-ух», -и, подернув плечами, как будто от холода, снова погружается в игру.
Деятельность ребенка в период кризиса трех лет
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Что такое «гордость за достижения»?
На третьем году жизни отношение к деятельности постепенно меняется. Под влиянием взрослого человека ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, осознавать, что пол подметается для того, чтобы на нем не было мусора, что посуда после мытья должна быть чистой, что заправлять постель нужно так, чтобы она стала аккуратной и красивой. Ребенок начинает стремиться достичь желаемого результата. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни, в ходе утилитарного использования предметов, ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый.
Так происходит смещение акцента в предметной деятельности с процесса на результат. Теперь он становится регулятором действий ребенка.
Однако результат своего действия ребенок пока еще не в состоянии оценить правильно. К тому же он привык во всем полагаться на взрослого. Взрослый для малыша – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий. Именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха, а отношение малыша к себе начинает опосредоваться достижением в предметной деятельности. Здесь мы сделаем маленькое и поговорим о том, что такое оценка и какой она может быть.
Постепенно, в ходе овладения сначала манипуляциями, а потом и предметными действиями, ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его практических действий. На фоне положительной общей оценки взрослый оценивает действия малыша, у которого соответственно формируется конкретная самооценка. Последняя может быть не всегда положительной – ведь не все, что делает ребенок, хорошо. При правильном воспитании у ребенка раннего возраста сосуществуют два вида самооценки:
абсолютная, при которой он несмотря ни на что чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе доминирует у ребенка и зачастую приходит в противоречие с пропорциями, которые неизбежно возникают. Вот здесь и кроется причина многих негативных явлений раннего возраста и по сути – причина кризиса трех лет.
В этом возрасте ребенок оказывается уже достаточно самостоятельным в своей предметной деятельности. Он хорошо представляет себе то, что делает, и знает, зачем это делает. И он хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность.
Таким образом, предметный мир становится для ребенка сферой его практической деятельности и самореализации. Достижения, отношение ребенка к себе способствуют появлению у него самолюбия – мощного стимула к самосовершенствованию. Благодаря тому что «я» ребенка тесно связано с достижениями, создаются объективные предпосылки для освобождения самооценки от мнения окружающих, что служит основой развития чувства самоуважения. В результате у ребенка появляется гордость за достижение, которая и является положительным итогом кризисного периода и раннего возраста в целом.
Так, за картиной негативной симптоматики поведения детей психологам удалось увидеть те позитивные приобретения, которые являются стимулом дальнейшего психического развития. Постепенно, на протяжении дошкольного возраста, этот позитив укрепляется, наполняется новым содержанием, а все больше совершенствуясь и дифференцируясь, становится более адекватной. В связи с этим смягчается и негативизм, своеволие, упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло. Кризисный период, пик которого приходится на возраст от двух с половиной до трех лет, сменяется достаточно спокойным дошкольным детством. Гордость за достижение способствует развитию ребенка, создает ориентацию на общественную жизнь людей, условия для развития самосознания. Новая гамма чувств открывает возможность эмоционального познания, например, развивает потребность в сопереживании и взаимопонимании с окружающими. У ребенка развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы.
Прежде всего, взрослые должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе. Если он не может справиться с каким-то заданием, не следует давать отрицательную оценку его личности.
Фантазии ребенка трех лет
Интересным феноменом, возникающим в этом возрасте, является игра с воображаемым объектом. Детская фантазия проявляется не только в игре, но и в реальной жите6йской ситуации. Следует обратить внимание на это явление, так как оно, с одной стороны, свидетельствует о формирующемся воображении ребенка, что совершенно нормально, а с другой – может оказаться симптомом неблагополучия в развитии малыша. Рассмотрим несколько примеров.
Саша во время обеда попросила, чтобы немного еды оставили для соседской собачки Буки. Взрослые не возражали против этого, и Саша отложила часть своей порции в отдельную тарелку. После обеда она стала ходить по квартире с тарелкой и звать: «Бука, Бука, на!» На вопрос взрослых, которым Саша вернула нетронутую Букой еду, Съела ли собачка угощение, девочка утвердительно кивнула и сказала: «Еще попросила». Такое бескорыстное фантазирование и забавно и полезно для развития воображения ребенка, у которого реальный и вымышленный мир будут долго еще идти рядом, и переплетаться, формируя его наглядно-образное мышление, творческие способности.
Но вот перед нами другой случай. Малыш прекрасно отдает себе отчет в том, что его рассказ о каком-то событии полностью выдуман им самим, но в силу определенных обстоятельств он преобразует реальную ситуацию таким образом, что из нее исчезают обидные, нежелательные для него подробности и появляются новые, возвышающие его в своих собственных и чужих глазах. Иногда ребенок проявляет недюжинные способности сваливать свою вину на другого, чтобы избежать наказания. Наверное, в жизни каждого малыша можно найти примеры такого поведения. Иногда остроумие ребенка вызывает непроизвольную улыбку. Ведь кто из взрослых, призывающих своего ребенка к правдивости, может, не кривя душой признаться, что и сам иногда позволял себе некоторые слабости в этом смысле. Но если такие выдуманные истории ребенок рассказывает слишком часто, следует задуматься над их причиной, не упустить момента, когда фантазирование может превратиться в лживость. А причиной может оказаться и слишком строгое обращение взрослого, и регулярные наказания, и отсутствие ласки, тепла в общении с ребенком, и недостаток в поощрениях действий малыша. Все это приводит к появлению у него чувства неуверенности в себе, подавленности, страха перед взрослыми и, как следствие, к попыткам с помощью обмана защитить свое «я», избежать наказания.
Описанное корыстное фантазирование относится уже к области отношений ребенка со взрослыми, а также его отношения к себе. В этой группе симптомов мы находим прежде всего своеволие, упрямство и непослушание. В сфере отношений со взрослыми лежит и острая потребность ребенка в оценке своих действий. Например, уже знакомая нам Саша, получившая от мамы похвалу за помощь по хозяйству, на следующий день начала сама убирать квартиру. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий девочки. Саша долго ждала реакции мамы на свои действия и, не дождавшись, ворвалась в комнату к маме со слезами на глазах: «Когда ребенок убирается, он молодей?» — «Молодец», — растерянно ответила мама. «Ну так и скажи, что молодец!» — раздраженно потребовала дочь.
В этом возрасте можно наблюдать и другие проявления детей по отношению к взрослым – умение считаться с их интересами и отказываться от привлекательной деятельности, сопереживание настроению взрослых.
Трехлетняя Катя, встречая маму, пришедшую за ней в детский сад, всегда спрашивает ее: «Ты сегодня веселая или грустная?» Когда психолог поинтересовался у Катиной мамы, что она отвечает девочке и что Катя делает в зависимости от ее ответа, та сказала, что, когда она чем-то огорчена, дочка стремится ее рассмешить, а когда у мамы хорошее настроение, Катя старается использовать его с пользой для себя.
Новая эпоха малыша
После трех лет малыш вступает в новую эпоху своей жизни, в новый возраст, который принято называть дошкольным. Конечно, каждый возраст прекрасен по-своему, но важность и очарование дошкольного возраста нужно подчеркнуть особо.
Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального.
Это возраст, когда игра и жизнь неразделимы настолько, что бывает сложно определить, играет ребенок или нет, потому что он все делает играя.
Это возраст активного действия: невозможно заставить малыша посидеть немного спокойно, молча. Желание что-то делать – бегать, прыгать, играть с игрушками, говорить – переполняет дошкольника.
Это возраст, когда каждый день приносит что-то новое. Малыш открывает мир: знакомиться с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.
Это возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, что он хочет. Поэтому впечатления дошкольного детства надолго остаются в памяти человека и нередко согревают его жизнь в зрелые годы.
Словом, это, наверное, самая счастливая пора детства, в которой многие писатели, поэты и художники черпали свое вдохновение.
Упрямство
В самом общем виде под упрямством родители подразумевают непослушание, стремление ребенка все делать по своему, желание настоять на своем и говорить «нет», когда, по их мнению, нужно говорить «да». Пик упрямства приходится на два с половиной года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Часто родители, жалующиеся на упрямство своего ребенка, забывают о заостренной потребности детей этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «я», о том, что малыш уже может иметь свое, отличное от них мнение, отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он, так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «я», и упрямство – один из способов выражения этого несогласия.
Все дети должны согласовывать свои желания с нормами, правилами и требованиями, принятыми в той или иной культурной среде, и процесс усвоения социально опосредованных норм обозначается как социализация. Процесс социализации далеко не всегда протекает гладко из-за своеобразия развития, когда ребенок не такой как все, т.е. как большинство его сверстников, или из-за неблагополучия в семье и неправильного воспитания, отсутствия соразмерности требований родителей (и воспитателей) возможностям и потребностям детей. Учитывая сказанное, проблему упрямства мы рассмотрим последовательно в возрастном, психологическом и физиологическом планах.
Специфическая особенность ребенка трех лет
Специфической особенностью ребенка первых лет жизни является потребность в сохранении определенного распорядка дня и устойчивых привычек. Это и место за столом, и порядок принятия пищи, любимая игрушка, ритуал подготовки ко сну, одежда и многое другое, что создает чувство безопасности, стабильности мира, окружающего малыша, и дает ему возможность быть самим собой. Если необоснованно и поспешно меняется жизненный уклад ребенка или полностью игнорируются его устоявшиеся привычки, то неизбежно возникает упрямство как выражение протеста.
Упрямство чаще возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и стеничности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся по существу, нормальным вариантом психического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств. Например, некоторые дети неузнаваемо меняются во время болезни: ни все плохо, все не так, все раздражает. Процедуры они делать не хотят, лекарства пьют насильно, а все дело в том, что они не могут примириться с, невозможностью чувствовать себя свободно и непринужденно, как до болезни.
Наблюдения показывают, что чаще всего на неискоренимое упрямство своих детей жалуются родители, которые либо не хотели раньше иметь ребенка, либо его пол не соответствовал их ожиданиям. Как правило, требования таких родителей не сопровождаются уважением, признанием прав ребенка. Наиболее «вредными», с точки зрения матерей, оказываются мальчики, похожие на отцов, если с последними у матерей напряженные отношения. Тогда мать непроизвольно переносит свое раздражение на сына, обвиняя его в злостном упрямстве и наказывая физически за малейшую провинность. Так она компенсирует свое недовольство во взаимоотношениях с отцом.
Физиологические и болезненные возрастные стороны упрямства
Иногда упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции. Скорее всего, следует думать о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. Действительно, у этих детей в два года более бурно протекает возрастной период самоутверждения.
В другом варианте упрямство проявляется главным образом беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в таком поведении, не переживает и не испытывает чувства вины, уговорить его удается с трудом, и то лишь на короткое время. Это психопатическая форма упрямства, и здесь требуется не столько психологическое, сколько психиатрическое вмешательство.
Чаще всего наблюдается невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит непроизвольный характер, является одним из выражений общего функционального расстройства высшей нервной деятельности при неврозах представлены вначале повышением активности процессов возбуждения и торможения, затем так называемыми фазовыми состояниями мозга: уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фазами.
Повышение под воздействием стресса активности процессов возбуждения проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и речи, неустойчивостью внимания.
Поэтому он начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивается совсем не тем, чем начал. Повышение активности процессов возбуждения более характерно для детей с холерическим темпераментом.
Фазовые состояния коры головного мозга
У детей с наиболее распространенным сангвинистическим темпераментом одновременно существуют повышенная возбудимость и заторможенность. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми и непоседливыми, в чем-то излишне заторможенными, вялыми и сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения, капризность, своеволие и упрямство, являющиеся фактически симптомами развивающего невротического заболевания. Возникающие в дальнейшем фазовые состояния коры головного мозга уже безотносительны к темпераменту ребенка, что свидетельствует о большей тяжести нервных расстройств.
В уравнительной фазе происходит ослабление процессов торможения, так и возбуждения, когда ребенку становится все труднее сдерживать и контролировать свои чувства, направлять мысли в нужное русло при нарастающей утомляемости, вялости, снижении побудительной активности. Нет уже прежней живости, яркости чувств, накала эмоций. Ребенок не может, когда нужно возбудиться (ярко и полно выразить свои чувства, например гнев, радость или печаль) и быстро затормозится (успокоиться, забыться, расслабиться). Все указания он воспринимает пассивно, нехотя, как бы между прочим и быстро их забывает, что и создает у родителей впечатление о нем как об упрямом ребенке. Фактически же идет процесс болезненного ослабления общего энергетического потенциала, что и составляет патофизиологическую основу данной фазы.
В следующей, парадоксальной фазе процессы возбуждения и торможения как бы меняются местами. Вместо возбуждения возникает торможение (например, страх при ответах, скованность при встречах с незнакомыми людьми), а вместо торможения возникает возбуждение (выход чувств из-под контроля, беспокойство, раздражительность, слезы – то, что обозначается как истерика).
Идущую вслед за парадоксальной ультрапарадоксальную фазу можно расценить как происходящее под дальнейшим патогенным влиянием стресса нарушение функционального соотношения деятельности полушарий головного мозга. В этом случае слово (приказ, просьба) приводит к противоположному его смыслу действию.
Заключение
Итак, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действия с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Кризис трех лет это граница между ранним и дошкольным детством, один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Исследования, проведенные в последние годы, позволили расширить представления о кризисе трех лет. К этому явлению стали относиться не только как к трудному периоду детства, состоящему лишь в негативном отношении к взрослым, но и как к особому возрастному этапу, в котором происходит становление новых личностных качеств, перестройка личности ребенка.
В этот период меняется и характер действий ребенка с предметами. Выполняя их, малыш все чаще руководствуется замыслом, представлением о конечном результате действия. Вмешательство взрослого, не понимающего, чего хочет ребенок, вызывает у малыша бурный протест, возмущение непонятливостью старшего. Однако, в этом возрасте можно наблюдать и другие проявления детей по отношению к взрослым – умение считаться с их интересами и отказываться от привлекательной деятельности, сопереживание настроению близких взрослых.
В этом возрасте ребенок оказывается уже достаточно самостоятельным в своей предметной деятельности. Он хорошо представляет себе то, что делает, и знает, зачем это делает. И он хочет, чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценил его самостоятельность.
Таким образом, предметный мир становится для ребенка раннего возраста сферой его практической деятельности и самореализации. Достижения, отношение ребенка к себе способствуют появлению у него самолюбия – мощного стимула к самосовершенствованию.
Так, за картиной негативной симптоматики поведения детей психологам удалось увидеть те позитивные приобретения, которые являются стимулом дальнейшего психического развития. Постепенно, на протяжении дошкольного возраста, этот позитив укрепляется, наполняется новым содержанием, а самооценка, все больше совершенствуясь и дифференцируясь, становиться более адекватной.
Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научить его уважать и любить других.
Итак, период «кризиса трех лет» — это время, когда ребенок из беспомощного, полностью зависимого от взрослого существа, постепенно превращается во все более самостоятельного человека. Он учится ходить, говорить, играть, стремиться исследовать окружающий мир, овладевает умениями, действовать с предметами. И всегда рядом с ним идет взрослый, обучая и воспитывая своего малыша.
Список использованных источников
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992. – 143 с.: ил. – (Б-ка воспитателя дет. сада). — ISВN 5-09-004054-0.
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практического психолога, Москва – 1991.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992. – 96 с. – (Б-ка семейного воспитания).
- Л.М. Аболин, Л.Н. Мурысин Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей. Казань «КАРПОЛ» 1994.
- Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. -176 с., ил.
- Бабкина Н.В. Развивающие игры с элементами логики (систематический курс развивающих занятий для младших дошкольников). – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64 с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с. – ISВN 5-09-004635-2.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с.
- Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
- Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Приложение
Методы исследования восприятий и представлений детей
Выявление запаса детских представлений. Возьмите ребенка в спокойном уравновешенном состоянии, останьтесь с ним наедине и побеседуйте с ним, ставя ему вопросы и задания по нижеприведенной программе. Пусть он не спеша, дает ответы и выполняет задания, достаточно обдумавши их. Запишите все данные или сами, или пусть это сделает другое лицо, скрытое от ребенка, чтобы он не подозревал, что его поведение регистрируется. Желательно запись детских ответов сделать стенографически. Хорошо было бы параллельно привести данные о физической стороне ребенка. При массовом исследовании детей, желательно взять одинаковое количество мальчиков и девочек. Для каждого ребенка необходимо составить отдельную личную ведомость со всеми данными. Чтобы не утомлять ребенка, вся программа может быть выполнена не в один, а в несколько раз.
А. Семья и домашняя обстановка.
Как зовут тебя? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Как зовут папу? Как зовут маму? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут их? Сколько у вас комнат? Что находится в комнатах? Что стоит за обедом на столе? Что ты кушаешь? Какая у тебя есть одежда? Есть ли у вас дома кошка, собака? Зачем вы их держите? Есть ли у тебя игрушки, какие? С кем ты играешь? Как играешь, где?
Б. Двор и улица.
Бываешь ли ты во дворе? Что ты там делаешь? Что находится во дворе? На улицу или во двор выходит твой дом? Как называется улица, на которой ты живешь? Что ты видел на улице? Был ли ты в магазине? Что ты там покупал? Был ли ночью на улице? Что ты там видел? Есть ли у вас во дворе сад? Что в саду растет? Что растет в огороде? Каких животных ты видел во дворе? Ездил ли ты на лошади? Видел ли ты корову? Что корова дает человеку? Видел ли овцу, козу, свинью? Каких птиц видел во дворе? Кто больше – гусь или курица? Сколько ног у гуся? Видел ли ворону, воробья, голубя?
В. Город и деревня.
Как называется город (деревня), в котором ты живешь? Был ли ты в городе, деревне? Что больше – город или деревня? Был ли ты на рынке? Что ты видел там? Есть ли у вас в городе (деревне) река, озеро, пруд? Как называется река? Что ты видел на реке? Ловил ли ты рыбу? Каких рыб ты знаешь? Был ли ты на катке? Что ты там видел? Был ли ты в школе? Что там делают?
Г. Природа.
Был ли ты в лесу? Какие деревья там видел? Видел ли елку? Какие у нее листья? Видел ли березу? Как узнал ее? Собирал ли в лесу грибы, ягоды? Каких птиц видел в лесу? Видел ли гнездо? Где оно было? Слышал ли кукушку? Видел ли дятла? Каких зверей видел в лесу? Видел ли зайца, белку, ежа? Какая шерсть у ежа? Был ли в поле? Что ты там видел? Видел ли как пашут поле? Зачем сеют рожь? Из чего получают сено? Какие цветы видел в поле? Видел ли бабочку, комара, пчелу? Откуда пчела собирает мед?
Д. Люди.
Что делает твоя мама дома? Где работает твой папа? Что делает дворник? Что делает шофер? Что шьет портной, сапожник? Что делают в школе? Что делают в больнице? Чем занимаются крестьяне? Что делают в больнице? Что делает почтальон?
|