Коммуникативная личность формируется в общении с окружающими людьми. Речевое общение включает в себя коммуникативную функцию – сообщения, обмена мыслями в целях взаимопонимания, экспрессивную (выразительную) и воздейственную (побудительную) (С. Л. Рубинштейн).
По мнению Л.С. Выготского, “первоначальной функцией речи является функция сообщения, социальной связи, воздействия на окружающих, как со стороны взрослых, так и со стороны ребенка”.
По Р.О. Якобсону, коммуникативная функция речи включает шесть функций речевых коммуникаций: контактоустанавливающую (фактическую), референтивную (когнитивную), эмотивную (экспрессивную), конативную (апелятивную), метаязыковую (функцию толкования) и поэтическую.
В философии общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Л. П. Буева). Общение направлено на организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.
Г. М. Андреева предлагает наиболее общее определение общения, которое в наибольшей степени отражает все его стороны и компоненты: общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга [5, С.98].
В общении выделяют такие аспекты как: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
По содержательно — формальным характеристикам речевых высказываний выделяются: информация, вопрос, просьба (Т. Н. Ушакова), или циклы: сообщение – отношение к нему; вопрос – ответ; побуждение к действию — выполнение (Б. Ф. Ломов).
Задачи речевого воспитания детей были выделены в самостоятельную образовательную область “Речевое развитие” согласно вышедшим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Определено, что речевое воспитание, обучение родной речи – важная сторона развития ребенка, имеющая специфические задачи, связанные с освоением языка (произносительной стороны, словаря, грамматики) и форм речи (диалог, монолог) [26, С.87].
Коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью [11, С.48].
Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра. Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.
В общении со сверстником вербальные средства коммуникации имеют больший удельный вес (по сравнению с невербальными), чем в общении со взрослыми. Начиная с 3 лет, сфера общения со сверстниками более вербализована или скорее стимулирует к использованию речи, чем коммуникации со взрослыми. К 6-7 годам резко возрастает возможность дошкольников к чисто речевому взаимодействию.
Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.
В исследовании М.А. Степановой выделены такие функциональные типы высказываний в игре:
- комментирующая речь
- речь от лица игрушки в режиссерских играх
- оценивающая, корректирующая, планирующая и резюмирующая речь [31, С. 218].
Разные функциональные типы высказываний обслуживают разные типы отношений в игре: при сюжетно – ролевых отношениях используется ролевая и комментирующая речь; в отношениях по поводу игры – регулирующая (оценивающая, корректирующая и планирующая).
Существует двусторонняя зависимость между уровнем развития игровой деятельности и степенью овладения детьми речевыми средствами. Чтобы начать игру, необходима определенная мера овладения речью, и ее развитие способствует совершенствованию игры. Повышение уровня развития игрового поведения, в свою очередь, стимулирует усвоение новых навыков речевого общения.
Общение в игре – важнейшее условие проявления и формирования ролевых и реальных отношений.
В становлении игрового общения со сверстниками особое значение имеет пятый и шестой годы жизни – период, когда бурно растут контакты со сверстниками, возрастают широта, избирательность и половая дифференциация общения.
В старшем дошкольном возрасте возникает особый вид игры, близкий коллективному рассказыванию – игра – фантазирование, полностью осуществляющаяся в речевом плане в форме совместного сочинения сказки (Н. А. Короткова). Формирование способов согласования замыслов в такой игре связано с отделение “сюжетной” стороны от игровых действий. При этом совместная деятельность строится по принципу последовательного обмена фрагментами повествования, где каждый из участников должен “подхватить” фрагмент партнера и развить его дальше с целью получения общего продукта – рассказа. Такое совместное творчество рассматривается как содержательное общение.
Театрализованные игры могут разворачиваться как инсценировки с использованием игрушек (или плоскостных изображений) и как костюмированные игры- драматизации, могут иметь вид спектакля для зрителей или совершаться в форме сюжетно- ролевой игры- импровизации по мотивам литературного произведения (Д. В. Менджерицкая). Именно последний тип игры близок игре – фантазированию [25, С.108].
Игра — драматизация представляет интерес в плане формирования диалогического общения не только по тому, что строится на основе литературного (фольклорного) текста как игровое и речевое взаимодействие партнеров, но еще и в связи с тем, что, как отмечал А.В. Запорожец, соучастие в разыгрывании сказки позволяет ребенку преодолеть центрированность на собственных интересах (эгоцентрическую позицию) и встать на позицию персонажа сказки, начать думать и действовать применительно к нему, а не к себе. Игра по мотивам сказки, игра- драматизация, театр имеют особое значение в плане языковых средств и преодоления эгоцентрической позиции [41, С.27].
Таким образом коммуникативное развитие – это овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми. Само название образовательной области подчеркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью.
Коммуникативные действия сверстников отличаются большой эмоциональностью, насыщенностью, нестандартностью, преобладанием инициативных действий над ответными. Дети проявляют неумение продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности.
Основная сфера общения дошкольников со сверстниками – игра.
Игра выступает как деятельность, способствующая развитию средств общения дошкольников, а высказывания, включенные в ролевую игру, являются переходом от ситуативного к внеситуативному общению. На фоне игры возникают высказывания на достаточно отвлеченные темы, развиваются контакты, уже не включенные в игровую деятельность.
|